© 2018 by International festival of contemporary art ARTBAT FEST

FESTIVAL OF CONTEMPORARY ART

ARTBAT FEST 1

August 21-October 2, 2010

Curator - Bayan Barmankulova (Kazakhstan)

Основная тема: экология и защита окружающей среды.

 

Основная цель: обозначить с помощью образов и художественных приемов современного искусства такие проблемы, как загрязнение городов бытовыми отходами и их вторичная переработка, техногенное наступление на природное естество.

Манифест ARTBAT FEST 1:

В наши дни Современное Искусство – Contemporary Art – занимает во всем мире значительное место, сопоставимое по своим масштабам с такими явлениями культуры как музыка, театр, кино. Настало время выхода Современного Искусства на улицы Алматы. Время долгожданной и счастливой трансформации любого пешехода в заинтересованного зрителя и участника событий, организуемых представителями динамичных видов искусства на фоне и внутри статичной, но от этого не менее действенной, инсталляции из трёхмерных объектов, созданных алматинскими художниками зачастую из мусора цивилизации. Подарим горожанам не только интересное многосоставное событие, но и обратим их внимание на экологические проблемы нашей южной столицы. Двинем искусство в народ в надежде, что большая его часть затем двинется в музеи и галереи, потому что искусство может и должно быть доступным и понятным, оно должно заставлять людей задумываться об окружающем нас мире и видеть его, как можно более разнообразным и интересным. Как и любое событие такого масштаба, ARTBAT FEST амбициозен и смел. Он обязательно получит международный статус и привлечет, таким образом, интерес международной культурной общественности к становлению казахстанского Современного Искусства.

Участники паблик-арт программы:

Молдакул Нарымбетов

Георгий Трякин-Бухаров

Сакен Нарынов

Алексей Филимонов

Творческое объединение Nebula

Руслан Кадиров

 

ИСКУССТВО ПЕРЕИНАЧИТЬ УЛИЦУ

Алматинские художники вышли в пространство улицы. Им важны не столько её размеры, сколько существование произведений внутри толпы горожан, для которых искусство, случается, как бы и не существует вовсе. Остановить их внимание хотя бы на мгновение — вот задача. Рождение заинтересованного посетителя художественных выставок, любителя живописи, графики, скульптуры — вот награда.

 

Молдакул Нарымбетов пишет картины, создаёт перфомансы и артефакты из самого бросового материала — старых автомобильных шин. Художник, в отличие от его талантливого предшественника Тони Крэгга, не собирает из чёрных покрышек гигантские детские пирамидки, но, обнаружив в них замечательные пластические возможности, создаёт сложные образные конфигурации.

 

Вот драматический и мужественный Кокпар, вознесённый над землёй мощной конструкцией жестом утверждения красоты национальной игры и оберега традиции от забвения. Из старой резины сотворены Солнцеголовый и библейская пара Адам и Ева, ироничные Трон и Барахолка, восхитительный Скарабей — “двигатель солнца” в египетской мифологии. Для фигуры вдохновенного певца Коркыта использована дырявая труба, облагороженная бронзовым декором. И теперь бреши в её корпусе стали метафорой открытости человека звукам и голосам мира, из которых рождается мелодии души и Отечества.

 

Изготовление артефактов из мусора цивилизации — одна из тенденций в современном искусстве. Так художники акцентируют внимание на соре, который атакует первозданную природу. И пробуждают в каждом творческую личность: любой способен в меру своего воображения соорудить нечто остроумное. Нужно только освободиться от сугубо прагматического взгляда и переиначить, преобразить мир вещей.

 

Объекты Георгия Трякина-Бухарова убеждают, что нет предметов, которыми нельзя было бы создать неожиданные смыслы. Его гигантский Нуф-Нуф сделан из холодильника, эмалированных тазов, да пары старых глобусов. Глаза-глобусы — какая восхитительная метафора! Всякий субъект способен уместить в себя всю планету, стоит только задуматься о своём месте в мире. А сколько находок в Кармен! Страстная подвижность её чувств, скорость изменения душевных пристрастий остроумно обозначены разнообразными разноцветными игрушечными машинками. Чтобы счесть все предметные метафоры, щедро рассыпанные фантазией художника, нужно некоторое время постоять перед этим сооружением.

 

Сакен Нарынов — архитектор и градостроитель, изобретатель и художник в области невозможного (impossible) — не работает с мусором. Для его объектов необходимы прочные стальные прутья и листы, из которых он создаёт красивые конструкции из разряда таких занятных объектов как лента Мёбиуса или бутылка Клейна. Одни объекты — непрозрачные перпендикулярно-параллельные тоннели, хитро закрученные в пространстве. Разлёт линий, плоскостей и поворотов активизируют среду, расширяют зону влияния. Другие — сетчато-кружевные сферы, торы, “сосуды” с разного рода переплетениями, пересечениями и вхождениями друг в друга. Модель может быть однослойной или многослойной структурой, отсылающей к физике и метафизике многомерного мира. Недаром известный американский ученый Мартин Гарднер написал ему: “Так, как Вы взглянули на пространство и время, никто не делал”. Рассматривание этих объектов проясняет мозги. Будь городское пространство насыщено такими артефактами, у наших школьников, пожалуй, было бы меньше проблем с математикой.

 

Кроме патриархов Contemporary Art, в проекте участвуют молодые их сотоварищи. Это творческая группа Nebula, Руслан Кадиров и Алексей Филимонов. Nebula поиграла с остовом легковой машины, застланной пластами зелёного дёрна. Вечная природа победит временные игрушки человечества? Дёрн вскоре высох, и возникла печальная мысль, что победить может мусор. Цветок миокарда — сваренная из металлических прутьев схема сердечной мышцы с цветком внутри. Метафора вполне поэтическая. Занимательным оказалось и Ожидание перерождения — мягкая конструкция из двух прозрачных веретён (на дереве) и множества разноцветных дюралайтовых трубок (на земле). Лёгкий намёк на непредсказуемость метаморфоз и трансформаций органики и неорганики.

 

Алексей Филимонов порадовал парадоксальной Цаплей полигона — выросшие сквозь старые шины гигантский цветок лотоса и изящная птица, сооруженные из неизвестно чего. И здесь звучит тема странного симбиоза мусора цивилизации и живых сил природы. Впрочем, только человек способен восхититься птицей и выстроить исчезающий объект из мусора. Прозрачные проволочные Балык и Саламалейкум привлекают своею призрачной жизнью: надо напрячь зрение, чтобы в потоке солнечного света вычленить из воздуха их силуэты. Распахнутая кисть руки взывает о помощи, высвободившись на мгновение из нарастающей горы бытовых отходов.

 

Руслан Кадиров соорудил несколько прозрачных силуэтов геометрических фигур, напоминающих об уроках геометрии, часто пугающих школьников. Лёгкие конструкции могут, пожалуй, примирить их с существованием этой науки. Симпатичен глобус с кистями рук, протянутыми навстречу прохожим.

 

Объекты наших художников образовали на Жибек Жолы не только инсталляцию, но и иную среду обитания, меняющую эмоциональный настрой горожанина, пришедшего сюда намеренно или случайно. Неравнодушный, творческий человек — мечта культуры.

Молдакул Нарымбетов. Кокпар
Молдакул Нарымбетов. Скарабей
Молдакул Нарымбетов. Трон
Молдакул Нарымбетов. Адам и Ева
М. Нарымбетов. Дань Черному квадрату
М. Нарымбетов. Памятник наркоману
Молдакул Нарымбетов. Солнцеголовый
Молдакул Нарымбетов. Барахолка
Молдакул Нарымбетов. Коркыт
Показать больше
Г. Трякин-Бухаров. Кармен
Г. Трякин-Бухаров. Рептилия
Г. Трякин-Бухаров. Нуф-Нуф
С.Нарынов. На берегу космического мо
С.Нарынов. Большой односторонний узе
С.Нарынов. Казахская бутылка
С.Нарынов. Малый односторонний узел
Nebula. Эмили муха
Алексей Филимонов. Балык
Показать больше
Алексей Филимонов. Саламалейкум
Молдакул Нарымбетов
Перформанс арт-группы Кызыл трактор
Показать больше

Актуализация места и времени

Постоянная инсталляция стала кратковременной средой обитания для динамичных событий во время открытия и в дни театра, видеоарта, фотоарта, живописи и графики. Необычное для улицы сочетание артефактов и неординарных “гостей” усилило интонационное звучание составляющих проекта. Оказалось, все языки Contemporary Art прекрасно согласуются и даже нуждаются в соседстве друг с другом.

 

Современный театр зачастую отказывается от сцены и зрительного зала, предпочитая общаться с публикой без классической границы. Он часто выходит на улицу, стремясь вызволить пешехода из беличьего колеса обыденной суеты неожиданностью своего облика и действий. Поэтому-то у его актёров особое выделяющее из повседневности одеяние.

 

Алматинский театр ARTиШОК парадоксально соединил пантомиму и скульптуру. Актёры умеют преобразиться в цветную статую. Это будоражит невольного зрителя: простой смертный не способен столь долго быть неподвижным и выдерживать пристальное внимание иных-других, пронзающих взглядами эти живые/неживые сущности. Своими пластичными телами они просто завораживают. Лица, окрашенные в цвета трико, подчеркивают почти неземное совершенство земных жителей.

 

Танцовщики из Танцевального Театра Сестер Габбасовых стремятся заполнить своими движениями все пространство улицы, тесня публику на её маргиналии. Нет ничего, пожалуй, очаровательнее, этого смелого внедрения в любопытствующую толпу, не отделенную почтительной рампой от артистов. Кажется, в их труппу может войти не только профессионал. Дать человеку радость красивого и свободного движения — вот благородная цель талантливых сестёр Габбасовых.

 

Интерес вызвала молодая ещё art-studio OBRAZ, стремящаяся обогатить молодых людей ораторским и актерским искусством, научить устраивать игры на улицах и даже заниматься режиссурой кино. В день открытия они разыграли молчаливую сценку отчуждённости людей, порабощенных технической цивилизацией, отвлекающей от живого общения одного человека с другим. Вместе с недавним интересным новообразование, названное их создателем Владимиром Семилетовым Безумная чаёвня МаТиПаТи, они разыграли сценку чаепития из сказки Алиса в стране чудес.

 

Особое значение сегодня приобретает видеоарт. Он стремится в очень короткий метр вложить содержание, которому неуютно в документальном и даже поэтическом кино. Видеоарт — лёгкий афоризм, весёлый спич, философское раздумье, рождающиеся в душе автора в симультанной связке визуального и вербального. Такая мысль-идея может получить адекватное выражение только в остром соединении движущейся картинки и слова, пусть и минимального.

 

Творческая группа Zitabl известна лёгкими лентами. Хорош образ города в ленте, где понизовая улица Рыскулова противопоставлена верхнему проспекту Аль-Фараби или наоборот. Замечательно остроумно в одно пространство сведены полуобнажённый грузчик, толкающий тяжёлую тележку и кричащий название улицы, и томный молодой человек, поющий поэзы о проспекте в легковом автомобиле.

 

Не оставят равнодушными перипетии видеосюжета Екатерины Никоноровой Трудности перехода. Как тут не вспомнить фильм Трудности перевода Софии Копполы. И хотя ситуации тут и там разные, проблема непонимания другого, трагикомедия не согласованности действий разных людей одна и та же. И потому почти навечно прикованы к тротуару боязливые пешеходы — пересечение дороги весьма опасно. Александр Угай показал Tea Ceremony, во время которого, как и положено в чайном ритуале, с действующим лицом происходят поведенческие метаморфозы.

 

Неделя фотоарта представила несходные образы мира. Лариса Горецкая фиксирует особенные явления природной жизни: напластования горных пород, белоснежный пух, готовый покинуть коробочку цветка. Екатерина Грибановская также замечает факты из ряда вон: старый ствол, похожий на лешего. Алексей Филимонов увлечен крупными планами одного персонажа: мёртвая птица на снегу, череп животного. Только Екатерина Никонорова находит вдохновение в повседневности: старые решётки, покосившиеся столики во дворе, цветы в пластиковых горшках.

 

Последними гостями инсталлированной улицы стали живопись и графика. Серик Буксиков, будучи дизайнером, предпочитает резкие сочетания цветов и чёткое сопоставление фона и фигуры. В автопортрете Буксиков акцентирует одиночество, драму противопоставленности художника миру.

 

Молдакул Нарымбетов увлечён живописным тестом, богатством оттенков. Интересна живописная вариация его скарабея. Если в скульптуре образ брутален, то теперь жук-навозник обрёл изящество, поскольку его ноша стала прозрачной, словно это перекати поле. Искусство богато интерпретациями даже одного образа.

 

Участники выставок:

"Фотоарт"

Лариса Горецкая, Екатерина Грибановская, Екатерина Никонорова, Алексей Филимонов

"Видеоарт"

Zitabl, Екатерина Никонорова, Александр Угай

"Живопись и графика"

Серик Буксиков, Молдакул Нарымбетов

 

День театра провели:

Театр "ARTиШОК", Театр-студия "Образ",

Театр современного танца сестер Габбасовых,

Безумная чаёвня МаТиПаТи

Театр АРТиШОК
Участник фестиваля
Театр танца сестер Габбасовых
Александр Угай. Tea ceremony
Е.Никонорова. Трудности перехода
Е.Грибановская. Серия фотографий
А.Филимонов. Серия фотографий
Серик Буксиков. Живопись
Молдакул Нарымбетов. Живопись
Показать больше

Команда ARTBAT FEST 1:

Куратор фестиваля - Баян Барманкулова

Автор статей - Баян Барманкулова 

Технический директор - Ольга Кипяченкова

Art-directors – Анастасия Силкина, Владислав Слудский

Дизайн проекта – Александр Васильев, Константин Павленко, Станислав Тюрин

Арт-менеджер – Нина Гуралевич

Фото – Вадим Капранчиков

Партнеры ARTBAT FEST 1:

Акимат г. Алматы, АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод»

 

Информационная поддержка:

Радио Energy 102.2 FM