© 2018 by International festival of contemporary art ARTBAT FEST

ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ARTBAT FEST 2

28 мая - 23 июня 2011

Куратор фестиваля - Дмитрий Пиликин (Россия)

Город - это особый культурный организм, где работают как историко-градостроительные, архитектурные, топонимические истории, так и социально-общественные ритуалы и нормы, сложившиеся в данном месте. К ним относятся, например, общественные праздники. А ведь ARTBAT FEST - это прежде всего попытка подарить городу свой, уникальный, традиционный праздник. Для городских жителей постсоветских государств характерна социальная апатия по отношению к празднику, поскольку они привыкли, что общественный праздник - это нечто, где они фигурируют только как статисты, которых "руководство" должно развлекать. А ведь настоящий праздник - это инициатива, которая идет снизу и лишь административно и финансово поддерживается сверху! Город - это то, что принадлежит людям, которые его любят, о нем думают и за него отвечают. Именно это чувство и способствует появлению и творческому восприятию таких форм искусства, как Street art и Public art. Это искусство, вышедшее на улицы, подразумевающее взаимодействие с городским пространством и доступное для неподготовленного зрителя. ARTBAT FEST, при всей своей молодости, это как раз движение в этом направлении.

Участники паблик-арт программы:

Андрей Люблинский (Россия)

Андрей Рудьев (Россия)

Вероника Рудьева-Рязанцева (Россия)

Константин Новиков (Россия)

Молдакул Нарымбетов (Казахстан)

Смаил Баялиев (Казахстан)

Алексей Филимонов (Казахстан) 

Бахыт Бубиканова (Казахстан)

Творческая группа Сергея Габова и Славы Адама (Израиль) 

Евгений Кондратьев (Узбекистан)

Творческое объединение Nebula (Казахстан)

Ермек Сапаров (Казахстан)

Сакен Нарымбетов (Казахстан)

Сахи Молдакулулы (Казахстан)

Баян Барманкулова, искусствовед:

 

ПРОСТРАНСТВО ИГРЫ СМЫСЛАМИ

 

Второй ARTBAT FEST начал свою жизнь 28 мая 2011 года. К удовольствию всех ценителей contemporary art статус его изменился: из городского праздника искусств он стал международным. Теперь в нём, кроме алматинцев, участвуют художники из ближнего и дальнего зарубежья.

В этот раз уличная экспозиция заняла втрое большую территорию, и в любой точке трёх кварталов Жибек жолы находится интригующий объект, втягивающий в процесс активного смотрения. В результате фланирования от одного объекта к другому можно обнаружить сквозные темы и сюжеты.

 

В день открытия всех заворожил номадический объект Молдакула Нарымбетова — закамуфлированный обрезками шин автомобиль "Победа", на крыше которого восседал резиново-каменный балбал, а выхлопной дым вылетал из "самоварной" трубы, устроенной над задним крылом. Художник иронично назвал своё произведение "Казахский тюнинг".

 

С этого посвящения нашей стране и начнём стягивание объектов к общей теме. Молдакулу принадлежит и "Турген алмасы" с каменными плодами, и масштабная поразительная инсталляция из ста одной фигур, созданных из обрезков шин и замечательно красивых камней из-под Шардарьинского водохранилища, что в тысяче километров от Алматы. Изображения вызывают в памяти степные тюркские изваяния и керамическое китайское войско. Художник дал своей композиции пафосное патриотическое название, которое по-русски звучит так: "Я — казах, тысячу раз погибший, тысячу раз воскресший".

 

К казахской теме относится и "Байконур" Сахи Молдакулулы — железный параллелепипед, грани которого прожжены местными петроглифическими мотивами. Отказ от цилиндрической формы ракеты связан, пожалуй, с желанием обозначить четыре стороны света, на которые протянулась бесконечная земля кочевника. Брутальная форма и множественные прорывы плоскостей слагаются в героический образ земли с неразрывностью исторического и актуального времён.

 

Не менее интересна композиция "Герника" Ермека Сапарова, созданная из железа, дерева и кости и посвящённая драме исчезновения кочевого образа жизни. Отсылка к всемирно известной работе Пикассо проясняет позицию художника.

 

Казахстанская тема прозвучала и в работе "Двигатель прогресса" Сергея Габова и Славы Адама. Композиция состоит из карты нашей страны, выложенной осколками зеркала, и велосипеда, стоящего сзади. Несомненно, осколки — это индивидуумы, объединённые общей землей. Велосипед — признак экологической грамотности населения. Так что двигателем прогресса является каждый, кто увидел своё отражение в любом осколке и задумался о чистоте планеты.

 

Другая тема — человек толпы, человек-масса. Здесь впечатляет внушительная композиция Андрея Любинского "Красный человечек". Ни монументальный белый стул с огромной стилизованной фигурой, ни большие разноцветные скамьи не допускают уменьшительного суффикса. Тут не без иронии: этот гигантский человечек — родом из еще недавнего советского прошлого, в котором все были подвергнуты унификации, от которой трудно избавиться. Кстати, эти скамьи стали местом отдыха для уставших прохожих. Такая вот обратная связь.

 

Недалеко расположилась высокая группа из двенадцати тесно стоящих фигур, сгрудившихся вокруг чего-то. Это "Любопытство" Константина Новикова. Все прохожие пытаются заглянуть в созданный ими круг, это мало кому удаётся. Когда находят название, спрятанное внизу у выступа, на который можно встать, смеются.

 

Интересны два объекта Евгения Кондратьева: "Не так как кажется" с детским велосипедом (не по возрасту?) и небоскрёб-скворечник с забавным названием "Желудок". Не намёк ли это на то, что человек вынужден вечно переваривать то пищу, то информацию?

 

Сюда же можно отнести увешенное пластиковыми бутылками "Древо потребителя" Алексея Филимонова, гигантский красный диван Вероники Рудьевой-Рязанцевой, названный "Мой домашний кинотеатр", и два объекта Андрея Рудьева: монументальный початый "Торт" и "Аллея героев", состоящая из двух суперменов, бэтмена и человека-паука.

 

Последних можно отнести и к группе мифических персонажей, среди которых похожие на древние камни "Адам и Ева" Бахыт Бубикановой и "Будда" Смаила Баялиева — красная спираль из металла вокруг пустоты, которая рождает всё. К ним примыкают "Времена года" Сакена Нарымбетова — стальной контур всевидящего ока, словно плывущего над землёй. Голову сломаешь, размышляя о соответствии изображения названию. К счастью, в памяти возникают два сюрреалистических глаза: "Колесо света" Макса Эрнста и "Фальшивое зеркало" Рене Магритта. Художник перевёл иллюзии живописных образов в реальность мира: сквозь этот глаз льётся настоящий свет, и мимо него будут скользить настоящие времена года.

 

Некоторые объекты — остроумная игра со значениями. "Nebula" принадлежат смешливые "Ручки", обыгрывающие слово-омоним изображением инструмента для письма и кистей рук человека, и "Кубик Рубика" в состоянии прокрутки и с невозможными двумя красными сторонами. "Пульс" Сакена Нарымбетова — изящная фрагментированная змея из металлических арок и цветных шнуров. Большие цезуры создают ощущение дыхания, движения рывками. Надо сказать, что молодые прохожие с удовольствием кружат внутри и снаружи этого объекта.

Пожалуй, цель современного искусства — не только поиграть смыслами, поставить впросак, чтобы завертелись шарики-ролики в каждой голове, но и увлечь любого в пространство творчества.

Андрей Люблинский. Красный человечек
Андрей Рудьев. Аллея супергероев
Евгений Кондратьев. Желудок
К.Новиков. Любопытство
Ермек Сапаров. Герника
С.Габов, С.Адам. Двигатель прогресса
Сергей Габов, Слава Адам. Двигатель прогресса
М.Нарымбетов. Турген алмасы
М.Нарымбетов. Я - казах...
Молдакул Нарымбетов. Я - казах, тысячу раз погибший, тысячу раз воскресший
М.Нарымбетов. Казахский тюнинг
Показать больше
Смаил Баялиев. Голова Будды
Е. Кондратьев. Не так, как кажется
Бахыт Бубиканова. Адам и Ева
Алексей Филимонов. Древо потребителя
Сахи Молдакулулы. Байконур
Вероника Рудьева-Рязанцева. Drive in
Вероника Рудьева-Рязанцева. Drive in / Мой домашний кинотеатр
Андрей Рудьев. Торт
Nebula. Кубик Рубика
Сакен Нарымбетов. Времена года
Показать больше

Жанат Баймухаметов, арт-критик:

 

II Международный Фестиваль Современного искусства, который состоялся на Алматинском Арбате, действительно приобрел характер всенародного торжества. Всё свидетельствовало о том, что современное искусство, благодаря креативным художественным проектам медленно, но верно пробивает себе дорогу на широких пространствах евразийской культуры.

 

На фоне концептуальных работ зарубежных художников особое значение приобрели работы таких известных казахстанских художников, как Молдакул Нарымбетов и Смаил Баялиев, представителей известной творческой группы «Кызыл Трактор», а также работы молодых казахстанских художников Ермека Сапарова, Сакена Нарымбетова, Сахи Молдакул-улы и Бахыт Бубикановой. Их главная творческая интенция состоит в том, чтобы как можно более прочно утвердить у себя на родине культурную институцию современного искусства.

 

Поражает та неуёмная энергия, которая позволила Молдакулу представить на суд публики добрую сотню «каменных баб», или так называемых балбалов, изготовленных из песчаника и резины от автомобильных шин. Своей армией они заполонили приличную территорию Арбата с тем, чтобы маркировать ее сакральность, и вызвать ощущение головокружительной глубины номадической истории казахов.

 

«Балбалы» – это наше социальное и индивидуальное тело alter ego “другого Я”, высвобождающее наше творческое «Я» от господствующих культурных кодов (идеологий и идеологем), от засилья общепринятых стереотипов.

 

Каково же было изумление публики, когда на Арбат въехал Молдакул на своей «Победе», покрытой резиновыми шинами и увенчанной сверху изваянием балбала! Подобно перископу из кормы машины торчала выхлопная труба. Въезд резинового аргымака на центральную часть Арбата увенчался захватывающим перформансом. Художник, воссев на крышу автомобиля и установив на капот поднос с бешпармаком, казы и головой барана, стал нарезать куски мяса. Всех вокруг охватил неописуемый восторг, чего собственно и добивался художник. «Победа» состоялась.

 

Хочется отметить и дебютные работы наших молодых казахстанских художников. Ими были представлены достаточно креативные объекты, философская тематика которых затрагивает особенности нынешнего восприятия времени, как прехождения, как биения пульса, что было осуществлено в арт-объекте «Змея», представляющем собой вытянутый на несколько десятков метров металлический каркас, с чередующимися по величине диаметра обручами, через который мог пройтись всякий желающий. Другая, ювелирная работа «Глаз», представляла собой трёхметровую башню, которую венчало огромного размера человеческое око, глазное яблоко которого обрамляли символы животных древнего казахского календаря. В этой работе пространственно была артикулирована мысль о том, что время – это длительность созерцания вечного природного цикла и возврата одного и того же. К группе мифических персонажей относятся древние камни, которые составляют инсталляцию Бахыт Бубикановой «Адам и Ева». Современная интерпретация курак-корпе, через элементы граффити. Это пространство, наполненное сексуальными энергиями и импульсами, обретает символические черты и трактовку.

 

Некую номадическую сингулярность попытался представить на алматинском Арбате Смаил Баялиев в своем арт-объекте «Голова Будды», в этой внушительных размеров металлической конструкции красного цвета, где имеются равномерно расположенные просветы между железными обручами, образующими силуэт головы. Основание головы обрамляют спиралевидные металлические элементы. Полая внутри голова есть знак полой внутри себя самой рациональной вселенной, имя которой - «человеческий социум».

 

Художественные произведения современных художников создаются с целью недопущения катаклизмов социально-политического характера, когда следует отказаться от навязываемых сверху всякого рода идентичностей (расовых, культурных, национальных, классовых и т.п.) и признать в каждом из нас наличие множеств других «Я» в качестве неисчерпаемого потенциала человека-творца, устремленного в необозримое космическое пространство. Именно в это пространство нацелен арт-объект под названием «Байконур», представляющий собой сияющую черным металлическим блеском ракету с зияющими на ней древнетюркскими рунами. «Байконур» - это живой памятник вечному стремлению человека-творца достичь и освоить небывалые космические пространства.

 

Участники выставок:

"Живопись и графика" 

Смаил Баялиев, Антон Болкунов, Бахыт Бубиканова,

Дарья Максимова, Сергей Мельцер, Наиль Мукумжанов, Молдакул Нарымбетов, Наталья Новоселова, Ассоль Сас,

Зоя Фалькова, Арыстанбек Шалбаев, Зарина Яязова

"Фотоарт" 

Rash, Екатерина Грибановская, Алексей Ли,

Влад Листратов, Юлия Скобелева, Дарья Спивакова,

Зоя Фалькова,  Андрей Яковлев

"Видеоарт" 

Александр Баканов, Вероника Рудьева-Рязанцева,

мультимедиа арт-группа STIGMAT (Грузия)

День театра провели: 

Театр "Образ", Театральная студия Di Piu, 

Театр ARTиШОК, Наталья Новикова, Кира Максутова,

Молодежный экспериментальный театр "ЛИЦ"

 

Перформанс Молдакула Нарымбетова
Арт-группа "Кызыл трактор". Живопись
Арыстанбек Шалбаев. Верблюд
Антон Болкунов. Серия иллюстраций
Наталья Новоселова. Серия коллажей
Е. Грибановская. Серия фотографий
День театра
Театр "Образ"
Участники фестиваля
Показать больше

Команда ARTBAT FEST 2:

Куратор фестиваля - Дмитрий Пиликин

Директор проекта – Оксана  Кан 

Коммерческий директор – Игорь Слудский 
Технический директор – Айдар Даулетбаков

Art-directors - Анастасия Силкина, Владислав Слудский 

Creative – Евгений Ковешников 

Production – Нина Гуралевич 

Media – Светлана Ванина

PR-руководитель – Rash
Дизайн, сайт – Александр Васильев 

Авторы статей – Баян Барманкулова, Дмитрий Пиликин, Жанат Баймухаметов

Фото – Карл Уэтам, Молдакул Нарымбетов, Александр Васильев, Вадим Капранчиков

Партнеры ARTBAT FEST 2:

Акимат г. Алматы, Beeline, галерея "Тегри Умай", AlmaTV, гостиница "Казжол", Arbat Media, Guinness Pub, торговые марки Veroni Mineral, Effect energy drink.

Информационная поддержка:

TimeOut Алматы, Playboy, YourVision, ТелеНеделя, CityMag, Vse.kz, Vesna.