© 2018 by International festival of contemporary art ARTBAT FEST

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ

Персональная выставка Кати Школьник (Россия)

Локация: Государственный музей искусств

им. А.Кастеева
Сроки проведения: сентябрь 2015
        

Куратор: Виталий Пацюков (Россия)

«Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть…».

Владимир Маяковский

 

«План хорош только в том случае, если он обеспечивает плодотворное сотрудничество людей при максимальном сохранении их индивидуальной свободы».

Ле Корбюзье

 

Проект Екатерины Школьник рассматривает историю как парадоксальную динамическую систему, постоянно переживающую катастрофы. Ее образность моделируется не только в форме процесса, в непрерывности движения, но и в ситуации замирания, пауз, сдвигов и эволюционных смещений, напоминающих феномены сна. Замедляя свое развитие, останавливаясь, история в концепции Екатерины Школьник попадает в иные системы координат. Травмированная, переходящая в руинированные состояния, она обнаруживает в себе метафизический уровень покоя, чтобы обрести равновесие и наполниться памятью культуры. Ее содержание в этой критической точке, по выражению Жака Дерриды, «раскрывается в деконструкции». Технология деконструкции становится в проекте основным методом творческих энергий Екатерины Школьник. Художница исследует легендарное здание Наркомфина, построенное в 1930 году по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса, как модель социалистического быта, как модуль матрицы идеального общества, где все коммуникации сводятся в единое, подчиняясь гармонии «города Солнца». В своем инсталляционном проекте Екатерина Школьник находит адекватный образ инфляции идеалов, формирование социокультурного кризиса, метафору осуществленной Казимиром Малевичем «победы над Солнцем». Преобразованная реальность, сохранившая внутреннюю драматургию «утраченного времени», вместе с тем оказывается абсолютно новым, неподвластным директивным установкам, живым организмом. Вирус, попавший в его структуру, превращается в особый генетический код, позволяющий бывшему зданию Наркомфина обрести глубоко личную гармонию, погрузиться в мерцающие сновидческие состояния, где функциональность определяется бескорыстием. Руины конструктивистской структуры в оптике Екатерины Школьник раскрываются как органическая художественная реальность, как космический корабль пришельцев, вернувшийся из будущего или древний храм забытых реликтовых культур. В этой драматической точке, в этой универсальной топографии история соединяет цивилизацию и естественную природу, позволяя, попустительствуя им существовать в гармонии блаженства бесполезности, в отдыхе от насилия и агрессии назойливого социума. Инсталляция Екатерины Школьник манифестирует парадоксальный мир анархической свободы,  супрематическое  пространство,  о  котором  мечтал  русский  авангард  и  в  реалиях  которого,  как говорил К. Малевич, «царствует лень» и торжествует гармония естественной бесполезности.

Партнер проекта - Artwin Gallery (Москва)