© 2018 by International festival of contemporary art ARTBAT FEST

ПРИМИРЕНИЕ.

ПАМЯТЬ СТЕПЕЙ

Российско-казахстанская выставка

Локация: Центр Искусств

на территории Алматы Арена
Сроки проведения: 02–16.09.2017 

Куратор проекта: Юлия Грачикова (Россия)

Проект «Примирение» — это попытка переосмысления событий гражданской войны в России и за ее пределами в серии выставочных проектов в России и СНГ. Открытая Опыт политическая и военная конфронтация вкупе с масштабным революционным движением, стали опытом, определившим национальную и индивидуальную идентичность тысяч человек. С тех пор в общественном сознании существует устойчивое представление о дихотомии «красных» и «белых», сформированное советскими учебниками истории и современными попытками «реабилитации» белого движения. Шаг, который предпринимают организаторы и участники проекта «Примирение» — обращение к индивидуальному опыту и локальным историям, противопоставленное универсализму официального нарратива.

 

Интерес к Казахстану в рамках проекта связан с тем, что там существовал альтернативный сценарий развития событий, который, к сожалению, не был реализован. Перспектива образования казахской автономии, «третьего пути», была предложена местной интеллигенцией, возглавлявшей государственное объединение Алаш-орда. Однако проект национально-освободительного движения казахского народа от колониального ига был моментально упразднен большевиками в момент прихода к власти. События гражданской войны в Казахстане затеряны в документах и вытеснены за пределы большого нарратива о гражданской войне. Выставка «Примирение. Память степей» дает возможность обратиться к казахским историям гражданской войны, часто остававшимся неартикулированными, потерянными или спрятанными намеренно.

 

Проект, объединивший работы художников из России и Казахстана, обращается к вопросам исторической и коллективной памяти, причудливым траекториям ее формирования и трансформаций. Пытаясь обнаружить и реконструировать невысказанные истории о гражданской войне в Казахстане, художники обращаются к разным способам переживания человеком истории и войны.

Организатор выставки «Примирение. Память степей» - информационный портал ArtTube.

Участники выставки:

Саид Атабеков

Татьяна Ахметгалиева

Смайл Баялиев

Асель Кадырханова

Валерий Казас

Алмагуль Менлибаева

Ирина Петракова

Александр Угай

«Стальная армия» Смаила Баялиева также обращается к образу анонимного большинства как той единицы, которой оперирует любое масштабное историческое событие. Безличные металлические мундиры-саркофаги, пряча внутри себя индивидуальность отдельного человека, уравнивают всех перед лицом смерти, превращая личность в массу, не обладающую ни именем, ни правом голоса.

«Красная бабочка» Алмагуль Менлибаевой открывает зрителю этнографическое измерение истории и военных противостояний. Исследуя женское в новой постсоветской системе национальной и культурной идентичности, она возрождает женский образ из локальных мифов и легенд с помощью современных технологий и через мифопоэтический язык работает с предметом памяти, которая может проявляться в разных обличьях.

В своей видеоработе «Рана» Татьяна Ахметгалиева выражает боль и уязвимость целого народа через связь с телом каждого человека. Шрамы, уколы, трещины и швы, что покрывают тела людей, истории, государства, — это, с одной стороны, физические доказательства исторического движения, с другой, — метки, скрывающие под собой тайные и порой шокирующие воспоминания.

Работа Валерия Казаса «Ветер» –  это пластическое выражение всех ощущений и догадок о темах войны и исторической памяти, которые мы не можем выразить словами. Этот ветер – хаос времени, который стирает все отпечатки прошлого.

Инсталляция Асель Кадырхановой «Машина», анализируя ужасы сталинского террора 1937 года, визуализирует разрыв между властью и массой уничтоженных бюрократическими процедурами людей. Работа Асель — попытка удержать ускользающие сквозь пальцы судьбы тысяч людей, навечно пропавших в столах военкоматов и тюрем.

Медиа-скульптура «Битва за квадрат» Саида Атабекова рисует портрет современного общества, существование в котором втягивает человека в бесконечный процесс борьбы за обладание и власть. Метафорично представляя это в виде древней ритуальной игры «кокпар», он подчеркивает архаическое измерение насилия, противопоставленное идее развития и прогресса.

В инсталляции «Модель для сборки» Александр Угай анализирует факты, относящиеся к истории центрально-азиатской корейской диаспоры, представляя их в виде схематичных рисунков и диаграмм, образующих общий образ коллективной памяти народа, никогда не существующей как нечто единое. Множество нарративов, накладываясь друг на друга в пространстве, деконструирует представление об истории как о временной последовательности, подменяя линию ментальной картой, существующей всегда только в качестве множества.

Ирина Петракова прибегает к изобразительному языку графики, в технике фроттажа воспроизводя на холстах бойницы фортификационных сооружений острова Русский, поднимая тему забвения и вытеснения войны из памяти потомков.

Научный консультант проекта: Григорий Мангутов
Архитектор проекта: Анастасия Потемкина
Директор проекта: Анна Зыкина
Координатор проекта: Мария Щербакова

Информационный портал ArtTube
ArtTube – уникальный поисковый проект, путеводитель в мире современного искусства. Он позволяет всегда находиться в курсе самых свежих актуальных новостей и событий, которыми живет культурное сообщество России и стран СНГ. Это также возможность для авторов и организаторов популяризировать инициированные культурные мероприятия, расширяя географию участников и увеличивая их количество.

Информационный партнер: Интернет-журнал "Vласть"