© 2018 by International festival of contemporary art ARTBAT FEST

ПРОМЕРЫ ГЛУБИН

ВЫСТАВКА-ДОКУМЕНТАЦИЯ

художественного проекта "Восьмая река"

на территории Иле-Алатауского Национального парка 

Куратор - Яна Малиновская

Арт-резиденция - 10.06 - 30.06.2015

Выставка под открытым небом - 30.06 - 30.09.2015

Выставка-документация - 29.08 - 12.09.2015

"Восьмая река"

Количество, названия рек и сама трактовка казахского топонима Жетысу как "Семь рек" - вопрос до сих пор открытый. Семиречью это никак не мешает: название территории жило и живет уже долгое время, бесконечно дробясь в своих подобиях - именах вещей. Человеку необходимо давать вещам определения, через них выражать и наделять вещи свойствами и качествами. Через пифагорейское "все вещи числу подобны" можно рассмотреть число семь в названии Семиречья как желание человека придать этой территории особый, сакральный статус. 

Когда-то плодородные долины гор, рек и озер предстали перед первыми исследователями землей обетованной, потенциальным местом счастья. Легенда о земном рае - Стране семи рек - разлетелась по миру, и в Семиречье хлынул поток поселенцев. Люди устремлялись целыми семьями в благодатный край, где, как говорили, арбузы созревали с колесо телеги. Край принимал всех, независимо от веры и национальности. Каким-то образом больше полусотни этнических групп мирно уживались друг с другом на протяжении всей истории, и поток не иссякал. Этот поток, словно еще одна восьмая река, наполнял жизнью новую землю.

Видимо, физическая человеческая река несла в себе реку невидимую - духовную, интеллектуальную, которая вышла на поверхность в Алматы - месте сосредоточения мощных культурных сил, создав особенный город. Здесь стремились жить художники, музыканты, поэты, писатели, ученые, инженеры. Под защитой гор город ширился, обрастал садами, принимал людей. Разных людей. Переселенцы из других городов и стран, ссыльные, выжившие после сталинских концлагерей, жители умирающих аулов - здесь нашлось место всем. Каждый такой ручей вливался в единый поток. "Здесь было так хорошо, что сюда ехали все" - распространенная фраза алматинцев. 

 

Восьмая река Семиречья проявила себя в людях и идеях, зримо воплотившись в культурных формах, принадлежащих только этому месту, только на этой территории. Именами носителей вод этой реки названы улицы, театры, школы - пространства, где принцип течения людей явлен буквально. С идеями все намного сложнее - этот поток имеет свойство засоряться. Очистить идею от напластований мусора получается не всегда. Тем не менее, чистые смыслы пробивались на поверхность, одухотворяя природу, и новая река прокладывала себе путь, преобразуя природный ландшафт Семиречья в культурный. История Семиречья и Восьмой реки случилась.

 

Что происходит с этой историей сегодня? Культурное ландшафтоведение говорит нам сегодня, что все есть одно. В современном культурном ландшафте нет отдельно - природных явлений и отдельно - культурных явлений, в нем - все явления. Они равноправны, равнозначны, влияют друг на друга и преобразуют друг друга в равной степени. Поэтому сегодня мы не можем отделить духовный, интеллектуальный поток от природы, которую он изменяет, и которая, в свою очередь, изменяет его. Как мы можем помыслить это равноправие? До какой степени? Может ли это быть слиянием, или это две противоположности, соприкасающиеся в некоторых точках, или какой-то другой формат? Что представляет современный духовный и интеллектуальный поток Жетысу? Какие это люди, какие у них идеи? Чем они отличаются от людей и идей прошлого? Можно ли их сравнивать и проводить параллели? Или, может быть, мощь, романтика и героика преобразований первых потоков Восьмой реки лишает современные высказывания духа такой же силы, предъявляет особые требования к качеству воды? Так же, как, например, мысли о том, какой культурный объект или предмет искусства, как явление может быть равнозначен явлению величия горных вершин?

Может быть, мы ответим на эти вопросы, объединив пространства реальности и воображения, памяти реальной и памяти культурной. Художественный проект на территории национального парка - явление культурного ландшафта. Современные художники имеют возможность работать с источником этой памяти и воображаемым. Сегодня они - новые люди Восьмой реки.

Яна Малиновская, куратор.

"Промеры глубин"

Промеры глубин - термин, обозначающий исследование глубины реки для возможности судоходства. 

Название выставки - метафора художественного исследования в процессе резиденции и производства работ к выставке "Восьмая река", представленного в форме документации проекта: фотографий, видео, инсталляций.    

 

Участники выставки:

the2VVO (Лена Позднякова, Эльдар Таги)

Александр Угай 

Алексей Шиндин 

Асель Кадырханова 

Бахыт Бубиканова 

Екатерина Никонорова 

Зоя Фалькова 

Суинбике Сулейменова 

Сырлыбек Бекботаев 

БАХЫТ БУБИКАНОВА

Триумфальная арка

Скульптура, 2015

Дерево, акрил

 

Моя скульптура - это триумфальная арка без каркаса из кереге. 

Кереге - составляющая юрты, стены юрты.

Триумфальная арка - памятник, символ победы и захвата города. Упавшая сквозная триумфальная арка без опоры, каркаса и фундамента, как символ перемен, неустойчивости.

АЛЕКСАНДР УГАЙ

Поверхность поверхности

Инсталляция, 5 объектов, 2015

Оргстекло

1. Восприятие объекта как поверхности глубины.

2. Восприятие поверхности как изображения.

3. Восприятие образа как поверхности изображения.

4. Восприятие пустоты как поверхности образа.

5. Восприятие глубины как поверхности пустоты.

 

ЕКАТЕРИНА НИКОНОРОВА

Подражание природе

Инсталляция, 2015

Дерево, ткань, зеркальный пластик

 

Условное обозначение природы снаружи защищает.

Но будьте осторожны с отражающейся эмоцией. Инсталляция направлена на гармонизацию отношений между человечеством и природой, национальностями, отдельными людьми через единое пространство, созданное внутри инсталляции. 

 

СЫРЛЫБЕК БЕКБОТАЕВ

Памятник (Ель)

Скульптура, 2015

Металл, проволока

В самой природе происходят разрушения и катаклизмы, которые наносят ей непоправимый ущерб: сель, наводнения, землетрясения. Они настолько сильны, что им невозможно противостоять, остается только принять. Разрушая природу, человек, являясь природным существом, сам становится подобно катаклизму.

Я сделал памятник погибшему дереву, как очередное напоминание нам, людям, что природа одна, к ней надо уважительно относиться и оберегать ее. 

Чтобы мы не остались среди памятников вместо деревьев.

АЛЕКСЕЙ ШИНДИН

Река времени

Инсталляция, 2015

Стекло, зеркало, бетон

 

Река и время текут, постоянно находятся в движении, меняются, исчезают, появляются и снова текут дальше.

Нам остается лишь созерцать и быть в гармонии с общим ритмом природы.

СУИНБИКЕ СУЛЕЙМЕНОВА

Заповедный кинотеатр

Инсталляция, 2015

Металл, зеркальный пластик

 

Я хочу оставаться в Заилийском Алатау. В то же время я мечтаю снимать кино. Мой объект - экран. Градус наклона определяет отражение зеркала-экрана, направленное на горный пейзаж, который мне хочется размножить и продолжить. Зеркальный экран, симулирующий экран кинотеатра, транслирует окружающий мир как драматическое произведение, художественный фильм в максимальном разрешении с самыми реалистичными спецэффектами продолжительностью в течение всего светового дня.

Казахстан лэнд арт VOL 1

Видео, 2015

ЗОЯ ФАЛЬКОВА

Сомнительный симбиоз

Инсталляция, 2015

Эпоксидная смола

 

Колонии явно рукотворных, но неживых структур на природном теле-носителе будут казаться украшением, но больше всего они напоминают колонии паразитов.

Подобно человечеству, наполнившему Землю геометрией, несвойственной природе, но удобной для пользования.

Просто посмотрите вниз из окна самолета.

АСЕЛЬ КАДЫРХАНОВА

Другие буквы
Инсталляция, 2015
Дерево, акрил

В инсталляции задействованы три алфавита - арабский, латинский и кириллический. Это алфавиты, в которых был представлен и до сих пор существует казахский язык. Фраза "И ты кирпич в мироздании" из стихотворения казахского поэта XIX века Абая звучит одновременно в трех алфавитах, что, с одной стороны, создает смешение кодов и затрудняет прочтение, с другой - мгновенно транслитерирует фразу и, таким образом, объединяет прошлое, настоящее и будущее казахского алфавита в одной конструкции, которая кажется на первый взгляд незамысловатой детской игрой.

Мне интересны стереотипы восприятия, связанные с разными алфавитами, а также возможность отразить трансформацию культуры в текстово-буквенном виде.  

the2VVO (ЛЕНА ПОЗДНЯКОВА И ЭЛЬДАР ТАГИ)

Сад цифровых птиц

Аудиоинсталляция, 2015

Мультиканальная композиция, основанная на синтетически воспроизведенных песнях редких или исчезнувших видов птиц Казахстана, представленная в естественном природном пространстве

Природа в цифрах

Видео и аудио, 2015

Видео, созданное при помощи цифровых манипуляций изображений артефактов, найденных и записанных в парке

Куратор выставки "Промеры глубин" и проекта "Восьмая река" - Яна Малиновская (Россия).

Руководитель проекта - Айман Иментай.

Координатор проекта - Роман Ященко.

 

Авторы фото- и видеодокументации: Суинбике Сулейменова, Александр Угай, Роман Ященко, Асель Кадырханова, Элина Мальцева.

Партнеры проекта  "Восьмая река":

Казахстанская Национальная Федерация Клубов ЮНЕСКО, Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы, Управление культуры г. Алматы, ОО "Евразийский Культурный Альянс" 

Организатор проекта - Казахстанский национальный комитет программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера"

При финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан

Партнеры выставки-документации "Промеры глубин":

Казахстанский национальный комитет программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера"

Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы

ОО "Евразийский Культурный Альянс"