© 2018 by International festival of contemporary art ARTBAT FEST

ACT OF CREATION

Выставка молодых художников

"Школа Художественного Жеста - 2017"

Локация: Киноцентр "Арман"
Сроки проведения: 01–17.09.2017 

Генеральный партнер Выставки молодых художников Act of Creation - Фонд "Сорос - Казахстан"

Куратор выставки: Владислав Слудский

Со-куратор: Юлия Сорокина

“Концепты, их нужно создавать. Однако, разумеется, это происходит не так, что, скажем, можно однажды заявить: «А создам-ка я концепт», или: « Я изобрету такой-то концепт». Это все равно что живописец, который скажет однажды: «А напишу-ка я такую-то картину». Нужно, чтобы в этом была необходимость. Но так же в философии, как и в чем-либо ином, так же режиссер не скажет себе: «Итак, я стану делать такой именно фильм», нужно, чтобы возникла необходимость, иначе все тщетно.” [1]

 

Жиль Делёз

 

Название выставки отсылает нас к лекции французского философа Жиль Делёза, “Что такое акт творения”, которую он дал на конференции для французской киношколы “Ла Феми” в 1987 году. В ней философ затрагивает вопросы о том, что же такое создание идеи и чем именно занимается режиссер, художник, философ эту идею выжидая, обрисовывая и в конечном счете реализовывая. Тема выставки предлагает сфокусироваться именно на художественной идее, но помещенной вне художественный контекст. Идеи, которая помогла бы обозначить, а в лучшем случае и решить, список конкретных социальных, политических, образовательных, этических и эстетических проблем Казахстана и Алматы. Список этот велик и не ограничивается проблемным полем только нашей страны. Сам мир находится сегодня в затяжной и комплексной череде проблем, которые, хочется верить, можно сформулировать языком искусства, а значит предложить стратегии выхода из стагнации, ненависти, консьюмеризма, централизации и ряда других общечеловеческих угроз. Существует убеждение, что политика и ее вертикальный императив иерархии и доминирования провалилась, и случилось это глобально и в одночасье. XX век был веком падения всех политических идеологий от коммунизма до либерализма, что ловко заметила интеллигенция, но массовое разочарование опускается на нас именно сейчас, в XXI веке. Настал момент мыслить, разговаривать и действовать горизонтально - там внизу пирамиды, где и рождается искусство и где оно всегда соседствует с человеком.

 

Условный политик, экономист и спортсмен слишком сфокусирован на исполнении своих задач в своем узконаправленном профессиональном мире и эта маниакальность лишила большинство возможности мыслить мультидисциплинарно, а значит мы, как кроты, все глубже вкапываемся в гранит проблемы, которую не видим и не можем осознать. Только художник дистанцирован от “крысиных бегов” и идеологии достаточно, чтобы не быть обманутым, чтобы наблюдать и выстраивать связи, находить точки соединения остатков правды, как янтарь в песке. На Венецианскую Биеннале уехала работа Елены и Виктора Воробьевых “Художник спит”, но художник еще и смотрит. Сквозь сон и пассивность, его личный отказ от соучастия, который является способом борьбы, художник наблюдает и это самое драгоценное, что может взять у него человечество.

 

Поскольку эта выставка является попыткой найти другой, не навязанный извне угол зрения, важно было бы подчеркнуть что художникам также предлагается переосмыслить традиционную связь куратор-художник, которая также предполагает некую пирамидальную надстройку, за которую часто и критикуется. Каждый художник сам выбирает субъект своего исследования и позже, предлагает решить данную проблему художественным способом. Идея может быть абсурдной, утопической, серьезной или шуточной, но она должна быть возможной в рамках реальности или придуманной реальности. Художник берет на себя ответственность перед миром и дает ему взамен ключ к какому-то решению и чем сложнее будет ключ, тем важнее будет художественное высказывание. Художнику нужно документировать процесс своего поиска, препятствия, с которыми он или она столкнулись, как творческие, так и бытовые. Важно понимать, что акт в этой выставке стоит на первом месте, а объектность искусства только на втором. Объект должен служить следствием  акта, трофеем принесенным с собой с дороги, но не сакральным объектом желания, помещенным в белые стены красивой комнаты, так как и само искусство в таком случае проваливается в риторику потребления и, как следствие, кризис выражения. Произведение - это доказательство акта творения и вход в идею, которую предлагает нам художник.

 

[1] https://monocler.ru/zhil-delyoz-chto-takoe-akt-tvoreniya/

P.S.

Не смотря на то, что художник взаимодействует только с той проблематикой, которая кажется важной ему лично, стоит привести примеры тех областей, которые на субъективный взгляд куратора, нуждаются в художественном вмешательстве, разъяснении и идее. Они равнозначно глобальны и локальны и их можно добавлять и убирать в зависимости от того, что волнует или не волнует данного конкретного художника.

 

-   Распространение и обработка информации, Meta Data, пропаганда, частные vs. государственные СМИ, недоступность правды, информационный шум, интерпретация, нетократия, защита персональных данных.

 

-   Права женщин, многоженство, договорные и ранние браки, равная заработная плата, роль женщины в системе управления бизнеса и государства.

 

-   Навязывание страха и противостояния наций и народов, борьба за территорию  vs. борьба за интеллект и human capital, возвращение бинарной риторики “холодной воны”: Восток - Запад.

 

-   Социальная стратификация, доступность ресурсов и их использование, национализация и приватизация общечеловеческих благ.

 

-   Законодательство и соблюдение прав человека, выборочность закона, способы анализа и улучшения юридического поля а также коммуникации гражданин-власть.

 

-   Рост населения планеты Земля и централизация этого населения в урбанизированный зонах, загрязнение окружающей среды, утилизация мусора, таяние ледников, конфликт интересов крупных корпораций и зеленой энергетики.

 

-   Рост правого крыла, ксенофобские настроения, неоимпериализм, экономический кризис и способы его предотвращения, прерванность диалога в международных отношениях.

 

-   Религия радикальная и умеренная, светскость в религиозном государстве и наоборот, роль образования для религии.

 

-   Трансгуманизм, выращивание органов, креоника, биомеханика, нанотехнологии, новые достижения медицины, идеи футуризма, смена пола и юридическая база для физических изменений, способы борьбы со смертельными заболеваниями, медицинская монополия, торговля людьми.

Участники выставки:

Аида Адильбекова 

Аида Исаханкызы

Айгерим Оспанова

Айгерим Мажитхан

Айсулу Шайкенова

Александра Али

Александра Калачева

Алтынай Сатанова

Арман Саин

Арт-группа Данамы

Бахыт Бубиканова

Виктория Баелева

Гафура Каирбекова

Далила Канагат

Дана Молжигит

Дархан Рухолла

Евгения Бабич

Заринэ Киракосян

Зоя Фалькова

Ильяс Курмангалиев

Карина Крылова

Lem Nigmatov

Леонид Хан

Марат Дильман

Медина Базаргалиева

Мира Евгеньевна

Нұрбол Нұрахмет

Ольга Беликова

Рамиль Ниязов

Роман Захаров

Сабина Куангалиева

Соната Райымкулова

SUINBIKE

Ыкылас Шайхиев

Бахыт Бубиканова

Кепки

смеш. тех., ready made

2017

 

Проект об искусстве в нашей локальной среде.

 

Искусство имеет свой закон гармонии. Как Джотто, Да Винчи, Рембрандт, Дюрер следовали ему, так следовали ему и Магритт, Дали, де Кирико, Мондриан, Раушенберг и прочие сильные художники, используя любые медиа. Исходя исключительно из того, кем они были сами и в какой среде обитали. Важным фактором были и те материалы, которые были доступны художнику в отдельно взятом контексте. Неизменным оставался лишь закон гармонии.

В этом проекте я повторяю известную работу Энди Уорхола с банками и бобами, где художник идет наперекор закону, расширяя границы дозволенного через доступные средства производства. Дух индустриального общества все еще жив и этические вопросы, которые ставили перед собой художники поп-арта, приобретают в Казахстанском контексте новые и актуальные смыслы. Бейсболки в этом прочтении - все те же сосуды, но наполнены они не бобами или кока-колой, а социальными установками, привязанными к тому или иному роду. Может ли принадлежность к роду отдавать почти индустриальным производством, неким брэндингом человека? Не едины ли мы в своем многообразии? 

Марат Дильман

Конструктор

серия фотографий, компьютерная графика, матовая фотобумага на пенокартоне

100 х 67 см.

2017

Принципы создания многих визуальных и концептуальных образов современного Казахстана основываются на взаимодействии локального (внутреннего) и глобального (внешнего) элементов. Сочетание чего-то “нашего” с добавлением в эту структуру “не нашего” видно через наружную рекламу, брэндинг, и даже зонирование городской среды. Вплетенное одно в другое – это напоминает конструктор образов, за которыми иногда стоят и смыслы. Серия принтов “Конструктор” – это способ анализа и осмысления этих процессов через ироничное и добродушное соединение новых технологий и архаичных образов Казахстана. В этой работе художник выдумывает новые художественные грани процессов, которые мы вольно или невольно наблюдаем вокруг нас. Можно спросить себя: естественны ли эти процессы, либо это что-то стоящее за идеологическими надстройками? Но первостепенная задача этой серии работ - все-таки не ответить на эти вопросы, а поставить их перед зрителем. Дильман наблюдает и создает свою фантазию, в которой отправной точкой является реальность и ее визуальный облик.

Владислав Слудский

Гафура Каирбекова 

Карина Крылова 

НУР ЗАВТРАК

деревянный стол, скатерть, посуда, керамика, этикетки

55 x 80 x 91 см.

2017

Мы вошли в эру Водолея вместе с замечательной приставкой “Нур”, которая пестрит не только на пакетиках с пельмешками, но и добавляется в названия вокзалов и других важных строительных объектов. Что это? Отсылка к светлому будущему или необъятная любовь народа к главе государства?

Но все же эта эпопея началась с верхов и продолжает завоевывать сердца общественности. Собственно все громадины, такие как аэропорт и различные учебные заведения названные в честь кого-то – это обычная практика по всему миру, но когда управляющие начальники предложили переименовать города, присваивая им одну и ту же приставку, удивление обрушилось на нас с новой силой.

Сейчас даже существуют различные бренды и названия продуктов, имеющие отсылку к «нуру», как талисман успеха, словно это создаст благоприятную почву для сбыта товара.

В итоге  возникла такая фантазия на тему  «Нур бума»  и веселой такой, обычной, рядовой утренней картины в родных пенатах.

Сабина Куангалиева

25/Tradition

коллаж

150х150 см

2017

 

Утратившее новизну, противостоящее развитию и обновлению, символизирующее стабильность вплоть до застоя, избавляющее от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решения.

Социальное пространство современного Казахстана включает в себя  взаимоисключающие идеологические модели в виде гибрида недавно принятого ислама и язычества; государства, провозглашенного демократическим, светским, правовым и суверенной демократией.

Идея взаимоисключающих идеологических моделей, как реакция химических элементов с разной плотностью и расхожими дипольными моментами молекул. Примером подобной реакции может служить смесь воды и нефти.

Фундаментальные основы ислама, центральной идеей которого является существование единственного божества, полностью противоречат языческой идее многобожия, поклонения предкам и природе. В современном Казахстане мы наблюдаем попытку смешения этих культурных кодов на поверхностном уровне, так же, как можем заметить гибрид в виде этно-либерального и рационально-светского кодов.

Сложившаяся картина современной геополитической идентичности вызывает чувство неестественного насаждения новой национальной идеи, инициатива которой не является низовой, а идёт сверху.

Арт-группа Данамы

“Я хочу детей от Влада”

интерактивная инсталляция

размер вариативный

2017

 

Планшет с открытым веб-сайтом http://morphthing.com/ , который позволяет по двум фотографиям создавать возможный портрет общего ребенка. На веб-сайт уже загружена фотография Влада (Влад Слудский – куратор выставки), и всё что остается - сфотографировать себя на планшет и загрузить фотографию, дождаться процесса и распечатать фотографию “общего ребенка”, повесив её на стену, которая постепенно будет заполняться подобными портретами.

“Я хочу детей от Влада” - это о том, что наши представления о собственном будущем не всегда совпадают с реальностью, а некоторым мечтам никогда не суждено сбыться. Но мы все равно продолжаем мечтать. Зачем? А как же иначе?

Стена с портретами “детей от Влада” – кладбище наших несбыточных надежд.

Соната Райымкулова

Угол 010917

инсталляция

200 х 300 см.

2017

 

Привычно нажав на затертую иконку я перенеслась в иную реальность. По углам запестрила реклама и новостная лента, которая агрессивно пытается привлечь мое внимание. Заголовки начали кричать во все горло, и... будто я на базаре, ищу нужную мне вещь. Я начинаю блуждать по извилистой бесконечной дорожке. И всюду тексты, слова. Сначала они были четко отрисованы и понятны, но чем глубже я погружалась в эту информационную пучину, тем сложнее стало их различать. Буквы разбежались, прятались или исчезали бесследно. Текст из чутко структурированной конструкции превратился в бессвязные руины. И тут от безвыходности ситуации мне пришлось поднять голову. Я стояла одна, ничего живого, лишь две стены, сжимавшие мое тело. Лишь две буквы, что довели меня до угла.

Аида Адильбекова

Hoax (eng)

перформанс

#THEHOAX17

 

Концепция: Значение слова “Hoax” (англ.) намеренное желание введения множества людей (читателей, зрителей, слушателей, покупателей и так далее), в заблуждение. Современное общество потребления устанавливает рыночные отношения между людьми. Чтобы быть достойным чьего-то внимания ты обязан соответствовать требованиям. Благодаря социальным сетям у нас появляется возможность создавать ту самую иллюзию, которая дополняет “реальность”. Поскольку реальность и виртуальность - разные полюса.

Перформанс даст мне шанс задать себе вопросы об одиночестве, о холоде мира, о том насколько легко обмануть себя. The Hoax - эксперимент познать и вскрыть страхи перед лицом собственной личности.

Александра Али

The Path

объект, смеш. тех.

размер вариативный

2017

 

Об отношении к женщине в казахстанском обществе, о давлении на молодых девушек, потребительском отношении к девушкам как к товару с утверждёнными прайсами, о попытке заполучить удобных для себя келинок и о домашнем насилие, не столько физическом, сколько психологическом, которое наносит женщине не меньшие травмы, о постоянном угнетении и ущемлении прав женщин в демократическом государстве.

 

Вторая часть работы об истинной роли женщины, о ее огромной внутренней силе, о

которой мы стали забывать, о материнской природе, которая способна трансформировать всё вокруг, о возвращении истинной, сакральной ценности Женщины во всех ее ипостасях: Женщина, Ребенок, Любовница, Богиня, Мать.

 

В работе Background-pixelated hidden silluette of dominant man and ornaments мужчина всегда вне досягаемости, страдает только репутация женщины. Претензии к её «несовершенству» в Казахстане зачастую можно услышать от молодых парней, которые учились за рубежом, но казахский менталитет всё же остался у них в крови: она разведенка, она токалка, она эскортница, она валютная проститутка, она феминистка, она старая дева, ее никто не берет замуж…она останется одна с кошками… Этот вопрос стоит так же остро, как и бытовое насилие - женщины боятся открыто поднимать его, молчат и не обличают мужчин.

 

Волосы всегда считались проводником личной энергии, они являются продолжением нервной системы.

Александра Калачева

Терракотовая армия

инсталляция, картон, акрил

размер вариативный

2017

 

Жара, пыль, грохот отбойного молотка. Каждый год тишину и покой наших улиц нарушает скрежет ремонтной техники: кладут асфальт или трубы, меняют бордюры. Десятки человек горбят спины под жарким солнцем. “Терракотовая армия” в оранжевых жилетах. Я вижу их, но не вижу результатов их труда. Ремонт завершается, а на следующий год все повторяется снова.

Сотни дворников убирают наши улицы каждое утро, но к полудню они снова в грязи.

Так существуют ли они, многочисленные рабочие и дворники, которые трудятся на благо города, или они мираж?

Виктория Баелева

Four Sensors of Aircalypse

микс медиа

55х75 см.

2017

 

В преддверии «тёмных веков» после распада Империи в современной локальной действительности, полной предрассудков, где в отсутствии критического мышления, расцветает слепая религиозность. Расцветает вкупе с невежеством, с последующим увеличением пропасти отставания от развитых стран, - по многим параметрам уровня жизни, в частности, экологии.

Смог окутал города и стал причиной смертности и высокой заболеваемости, загрязнение воздуха выходит на передний план ввиду своей очевидности и становится крупной актуальной проблемой научного сообщества, которое локально, как и в течение всего периода «тёмных веков» находится в глубоком упадке, при отсутствии финансирования и авторитета институций.

Наравне с обещаниями «конца света» понятие Aircalypse плотно входит в обиход с повышением загрязненности, и все уверенней близится к формату катастрофы планетарного масштаба.

Работа является аллегорией на четырех всадников Апокалипсиса призванных сеять хаос и разрушения в мире.

С присущим символизмом образов, каждый всадник олицетворяет определенный тип загрязнения.

Чума (на белом коне) – датчик CO (угарный газ)

Раздор (на рыжем коне – еще известен как Завоеватель, Война) – пылеметр

Голод (на вороном коне) – алкотестер

Смерть (на бледном коне) – датчик утечки газа (насыщенные углеводороды)

Показания всех датчиков сведены в общую генеративную музыкальную композицию, олицетворяющую трубы Апокалипсиса.

Проект привлекает внимание к проблемам качества воздуха путем сбора данных о состоянии воздуха и их перевода в звук, тем самым образуя уникальный звуковой опыт для каждого региона и времени.

Воспроизведение акустического материала базируется на данных, полученных с комплекса цифровых и аналоговых сенсоров, селективных к определенному виду загрязнения воздуха.

SUINBIKE

AURAERRRORA

медиа-инсталляция

2017

 

Я молодой художник. Я не могу игнорировать проблемы. Я не могу игнорировать их красоту и не могу не рыдать от избытка чувств пока они не атрофируются. Я живу в современном мире, полном проблем. Я прочитала кураторский текст Владислава Слудского, частью которого был список тем для заявок на участие в этой выставке. Список угодных тем. Все это напоминает компьютер, который в один момент не выносит перегрузки или еще миллион случаев, когда компьютер отказывается работать и появляется окно с текстом “ERROR”. Не так давно в своей работе с видео и разными медиа, такими как серия CELLPHONE POETRY я начала находить так называемую мной, Эстетику Эррора (еще один вариант для названия этой работы) или Glitchart. Я собирала разбитые экраны смартфонов,  фотография  одного   из  таких   разбитых  экранов

смартфона уже выставлялась, как и работы из этой серии. В то время как эта серия является актом неосознанного написания поэзии с помощью базовых приложений для редактирования картинок с добавлением текста.

 

Большая часть текстов берутся из описаний фотографий в Инстаграме или обновлений статусов в Фейсбуке. Некоторые из них - мгновенные рефлексии личной ежедневной драмы. Это и оммаж на стихотворения-манифесты Джона Джорно и современная мем-культура Интернета. Автоматы по выдаче мгновенного удовлетворения, наши привычные устройства, телефоны, смартфоны незаметно воруют нежную непретенциозность салфеточной поэзии. Простота инструментов Пост-Интернета, например, телефоны делают художественный процесс и сами художественные работы до смешного незначимыми. Здесь, в бесконечной интерпенетрации, человек и машина демонстрируют великую сакральность обоих, хрупкость и уязвленность, в эрроре (ошибке). И все, что нам остается это любование новой эстетикой.

 

Инсталляция AURAERRORA являет собой полный список проблематики из кураторского текста Владислава Слудского, выведенного на экран, где каждое ключевое слово это хэштег с помощью запрограммированного бота, следящий за обновлениями по хэштегу в Твиттере. Таким образом инсталляция, подключенная к Интернету, будет жить своей жизнью, проявляя ежедневные проблемы и ошибки, которые создаем мы сами или новая природа современности.

Заринэ Киракосян

ասեղնագործ պատմություն (aseghnagorts patmut’yun / история вышивки)

перформанс, видео-документация

2017

 

В течение некоторого времени я разрезаю скатерть с армянской вышивкой на небольшие прямоугольные лоскутки.  После того как я дохожу до середины, я поднимаю их с пола и пришиваю в хаотичном порядке, добавляя при этом новые детали. На протяжении всего перформанса я стою на коленях. После окончания перформанса останется стол покрытый скатертью и зацикленное видео этой трансформации.

 

Считается, что разбитое не склеить. Я пытаюсь собрать разрезанное. Но мы живем только в данный момент времени. Картины прошлого и настоящего никогда не совпадают.

Аида Исаханкызы

Камни здесь ни при чем

смеш. тех.

размер вариативный

2017

 

В тебе много горечи, злости, и негодования,

которые

я могу понять.

Но камни здесь ни при чем.

Тень может оказаться вовсе не тенью,

а грязью,

пылью,

налетом

от того, что переиначивали,

ломали,

прятали,

стыдились,

замазывали неугодности.

Если обувь жмет, лучше учиться подбирать обувь,

а не винить Арифметику.

А горы, с которой ты хотел сброситься вниз -

не существует.

В детстве нам говорили, что надо мыть руки перед едой,

но люди так любят свои проблемы.

 

Зоя Фалькова

Колонизация Маркса

объект, колония messor structor, корм, оборудование, гипс, акрил, стекло, вода

40х30 см.

2017

 

Гипс, который используется при изготовлении формикариев, был традиционным советским материалом для идеологических скульптур и барельефов, а необходимая для затемнения прозрачная плёнка – любимого коммунистами красного цвета. Рифмующиеся художественные материалы строителей коммунизма и держателей муравейников – нечаянное совпадение, но взгляд Маркса на человеческие общности настолько энтомологичен, что рифма кажется неслучайной.

Одной из особенностей человеческого мышления является эго. Индивидуализм и частные интересы – важнейший стимул и условие развития общества. Идеи Маркса, навсегда изменившие мир, привели к попыткам насильственно лишить людей права на самоопределение и права частной собственности. Результаты известны и неутешительны. Коммунизм в таком его виде, наверное, возможен только в муравейнике. Карл Маркс считал, что труд сделал из обезьяны человека. Но муравьи тоже много трудятся – и создают ли они при этом историю? Нет. Человека человеком сделала способность к созданию новых смыслов. А для её развития необходимо свободное время и внутренний избыток, желание сократить время на труд и увеличить время на досуг. Пусть муравьи осваивают Маркса, а мы пойдём дальше.

Далила Канагат

Рагу из Тиранозавра Рекса и мамонтятины, с пластинками золота, шафраном, брокколи и трюфелями, на супер-прозрачном тончайшем блюде из цельного пласта алмаза, на столике из редчайшего вида красного дерева, обработанного под прозрачный пластик ультрасовременной высокотехнологичной краской, искажающей структуру поверхности любого материала, 3055 год

ассамбляж, смеш. тех.

2017

Медина Базаргалиева

Конфетка

инсталляция, смеш. тех.

35х30 см.

2017

 

Нам присуще часто приукрашивать то, что нас окружает, и уделять много внимания не столько реальному действию, сколько его внешнему виду. Нам хочется «не быть, а казаться» - культ понтов и отчаянные попытки создавать впечатление чего-то значительного, выдавая мусор за “конфетку”.  Это проступает везде, начиная со школы, в которой я учусь, заканчивая самым значимым и крупным проектом года в столице страны. Пыль, поднимающаяся в небеса, даже в небесах остается пылью, мусор мы прячем под мишурой и яркостью, но стоит наигранному и блестящему слою исчезнуть - мусорный бак никуда не денется.

Роман Захаров

Арман Саин

Больше – меньше

инсталляция, теннисный стол и ракетки, акрил, видео-документация игры

152 х 274 см.

2017

 

Министерству культуры и спорта посвящается.

Больше – меньше.

Меньше – больше.

Больше – меньше.

Меньше – больше.

Партия.

 

Искусство – игра. В нынешних реалиях искусство решило мимикрировать под игру спортивную, чтобы иметь больше возможностей для выживания и развития. Культуру государство всячески поддерживает, а если это культура спортивная – то и поддержка должна быть двойной (мы так считаем). Вместо кистей мы взяли в руки спортивные снаряды, облачились в спортивную форму и начали увлекательную игру.

 

Леонид Хан

Dance on the Carpet

видео

продолжительность 4'10"

2017

 

Девушка нового поколения, рождённая в конце 90-х годов, чьи родители еще росли в квартирах панельных домов, стены которых украшали ковры. Теперь же, скорее всего она живет в доме, где ковер уже сняли со стены, т.к. сейчас это уже считается определенным знаком – признаком низкой культуры и быта и недостаточного благосостояния его владельцев.

 

Когда-то ковры действительно вешались на стену, чтобы стыдливо прикрыть грязные, обветшалые обои (на покупку новых просто не было денег, да и сами обои были дефицитным товаром). В 1960-е годы, после массовых застроек и уплотнения городов, семьи селились в типовые «панельки», тесные или же просторные квадратные метры, однако с низкими потолками и тонкими стенами, сквозь которые были слышны сплетни бабы Нюры, храп Анатолия Павловича и бесконечные любовные приключения молодоженов Васьки и Аси.

Ковер же кроме эстетических норм того времени, имел шумоподавляющие и шумоизоляционные свойства, благодаря которым можно было жить в собственном мирке своей квартиры и не отвлекаться сильно на мир соседей.

 

Мы, конечно, что-то читали и слышали о репрессивном аппарате того времени, когда доносительство было нормой, когда сказать лишнее, значило подвергнуть угрозе свою безопасность и свободу.

Во время когда «Родина нас слышит» Его Ворсейшество могло спасти немного жизней.

Сними со стен ковер, и тут же можно ощутить эту пустоту, и звон в ушах. А сейчас, ковер лежит где-то вне «панелек», в не совсем привычном для него месте, может его кто-то сюда выкинул (неизвестно) и молодая, красивая девушка (вся жизнь впереди) легко танцует на нем, под старую песню, знакомую ей, видимо, с детства. Когда ее родители на только что купленном видике, со старенького телевизора «GoldStar» смотрели кино, где танцуют красивые и загорелые ребята (иностранцы, конечно).

 

Может эти “новые” люди могут танцевать на пережитках прошлого, правда только в пределах заданного квадрата.

 

Время циклично. Может вновь «Родина будет слушать нас» как в старые-добрые времена?

Может нам еще рано снимать ковры со стен?

Арман Саин

Темная сторона Луны

видео

продолжительность 1’46’’

2017

 

Концепция возвращает нас к исламской революции в Иране в 1978-79 годах, которую Мишель Фуко называл первой постмодернистской революцией. Шах, проводя многолетнюю модернизацию страны, забыл об одном важном общественном элементе – базарах. Именно на них скопились недовольные мусульмане, которые затем сумели сместить власть.

Также в проекте учитывается модель из философии общественных движений. В ней Dark power, некоторая радикально настроенная социальная группа, говорящая на языке (в широком понимании), отличном от языка общественной структуры, институциональной системы, появляется как черное подмножество внутри макрогруппы. И она имеет свойство либо нормализоваться внутри структуры, перенеся свои лингвистические категории на язык системы, получить политическую партию или же стать параллельной обыденностью,  как, к примеру, феминистическое движение. Либо же тотально захватить структуру (как национал-социализм в Германии, end of norm justice).

Проект представляет собой видеоарт с изображением Луны, где изначально темное пятно захватывает все большую площадь ее поверхности, а картинка постепенно превращается в исламский полумесяц. Сопровождается анимация звуковой дорожкой, на которой первый социалистический гимн “Интернационал” переходит в него же, но на арабском.

Арман Саин

Чужой

акрил, 3 росписи на колоннах

40х40 см.

2017

 

Кантианская эстетика, теория идеологий. Новая парадигма политической науки

комбинирует дискурсивный подход к идеологиям и диалектическое разграничение отношения к объектам в категориях «прекрасное-уродливое», «возвышенное-низкое». Кант в своей «Критике суждения» описывал чувство возвышенного как некоторую комбинацию восторга и страха перед чем-то большим, чем ты являешься, а также говорил о двух типах гармонизации, что дает это чувство. А именно гармонизация внутреннего мира с внешним, а также интерсубъективное sensus communis - основа групповой идентичности и государственности. Флаги, гимны и прочие атрибуты – это, конечно, здорово, но не стоит забывать и о том, что с древних времен сильнее всего объединяло человеческие группы. Я говорю о враге, вызвавшем первобытное чувство страха и инстинкт внутригрупповой кооперации у наших предков, которые развили нашу мораль и необходимость заботы друг о друге. То есть именно враг стоял у истоков государственности, и моя гипотеза состоит в том, что Чужой также является категорией эстетической. Чтобы врага боялись, людям надо внушить либо его возвышенность, либо его низость (они насилуют коз, они едят христианских младенцев, они хотят нас поглотить в случае с колонизаторами). Карл Шмитт в «Понятии политического» писал о том, что политическое в первую очередь – это разграничение на своих и чужих. Данный проект представляет собой казахский орнамент из изображений Чужих из одноименного фильма.

Арман Саин

Expo

медиа-арт, компьютер, микрофон, Pure Data, статистика ВВП на душу населения Казахстана

размер вариативный

2017

 

В национальном павильоне на EXPO-2017 в Астане была прекрасная художественная составляющая. Однако главная идея - поиск альтернатив сырьевой экономике с целью слезть с нефтяной иглы, идея зеленой энергии - была откинута на второй план, и национальный павильон был больше похож на политехнический музей, аттракцион для детей. Хотя возможно, что усилия художников и не будут напрасны, если это поможет популяризации всех сопутствующих идей альтернативной энергетики.

В данной медиа-работе ВВП на душу населения Казахстана растет по реальным данным с 1992 года по 2017, однако после (до 2050 года) используются   прогнозные   значения.   Скорость

роста ВВП на душу населения с 2017 года увеличивается эквивалентно тому, насколько громко зритель будет кричать “EXPO” в микрофон.  В работе используется язык визуального программирования Pure Data, а также метод наименьших квадратов при построении линейной регрессии. К слову, не обязательно даже кричать “EXPO”, казахстанскую экономику можно поднять любыми криками (хотя особо патриотичные и более громкие, как правило, - более эффективные).

Рамиль Ниязов

Стихи от детей

школьные тетради (А5, 12 листов, линейка)

размер вариативный

2017

 

Школьная тетрадь — это самая лживая и искренняя вещь на Земле. Это маска, что снимает с тебя всю ответственность и даёт право писать о самом сокровенном без страха и поручительства за свои слова. Никогда не знаешь, когда это одновременно и конспект по литературе, и личный дневник/черновик, и не разобрать где свобода, где искренность, а где — правда.

Так может стоит впервые прочесть текст, а не слова автора?

Ильяс Курмангалиев

Без названия

красный кирпич, аудиопроигрыватель, запись Амре Кашаубаева, Мустафы Чокая, звуки из игры Тетрис.

75 x 75 x 480 см

2017 г.

 

Строители будущего,  модернизаторы массового сознания зачастую играют в игру с одним участником.  Естество находит выход сквозь пустоты в сооружениях идеологии. Башни из слоновой кости вождей, возведенные на черной кости природного фундамента, обречены испытывать натиск ветров, дождей, должны справляться с проседанием почв. Строители же вынуждены каждый раз укреплять старые или возводить новые стены. Так каждый новый кирпич укрепляет вертикаль.

Мира Евгеньевна

проспекциярандом

инсталляция, кейс, магический шар, стол

41х41 см.

2017

 

Происходит момент недоверия к людям, управляющим планетой Земля. Напрашивается вывод, что все в мире делается спонтанно, где полагаются только на случай, домыслы, ощущения. Действия не приводят к результату или приводят, но приносит ли этот результат пользу, комфорт, нужность? Все преследуемые цели – пусты, недолгосрочны.

Почему величие строится, опираясь только на «сейчас»? Почему нет мыслей о свершении блага для многих? Блага, которое сотворит величие в завтрашнем дне, которое сотворит память в потомках.

Возмущение не дает никакого результата. Оно душит самих возмущенных.

Ничего не происходит. Потерянность и блуждание в пространстве, где присутствует обман, о котором говорят, - тревожит. Изменения не внести – в месте, где решения случайны, невозможно опередить и просчитать правильность следующего/ иного/ меняющего шага.

Дархан Рухолла

Карнавал Абсурда

холст, смеш. тех.

90х110 см.

2017

 

“Определенно, в нашу эпоху, когда образ предпочитают вещи, копию – оригиналу, представление – действительности, а видимость – бытию, лишь иллюзия обладает святостью. Истина же профанирована. Более того, святость возрастает в той мере, в какой уменьшается истина, а иллюзия при этом возрастает, да так, что высшая степень иллюзорности являет собой высшую степень святости.”

Л. Фейербах

 

Современный человек живет в рамках аттракциона, в который его поместили. Взращенный в карнавале искаженных образов, человек через воображение легко поддается нужному поведению, сам того не подозревая, так как образ и действительность стали взаимно врастать друг в друга. Сверкающие аттракционы зовут и отвлекают внимание людей, уводя их от правды. Яркие образы на каждом углу, сулящие выгоду и удовольствие, соединяют в себе товар и жизненные ценности.

Человек нажимает на красную кнопку, звучит музыка, мигают огни. Актеры растворились среди зрителей. Человек вовлеченный стал жить в иллюзии, не замечая происходящего вокруг горя, и концентрируясь на псевдо-образах благополучной жизни, аккуратно посаженных в его голову. В этом круговороте, где человек стремится к обеспеченности и насыщению, у него остается мало времени на сознательную деятельность.

Человек созидательный видит нити диктующих правил и может показать их обществу через науку и искусство. Нам нужно научиться критически мыслить, проверять источник информации, задавать уточняющие вопросы ведущие к осмыслению.

Айсулу Шайкенова

В её голове

бумага, акварель, предметы, каматекс

размер вариативный

2017

 

В жизни каждой девушки есть период, когда она еще не нашла свой путь. Она стоит перед выбором -  карьера, замужество или саморазвитие.  Как это выглядит для общества, и что же на самом деле происходит в ее голове? Большинство перемен, которые происходят в этот момент, необходимо брать на себя. В возрасте от двадцати до тридцати лет  человек и его личность больше всего готовы к трансформации. Стоит приглядеться к процессу повнимательнее.

Роман Захаров

Щетина

серия из 3-х картин, холст, спички, клей

80х80 см.

2017

 

Я довольно продолжительное время живу один на съемной квартире. Даже тот факт, что время от времени в моем жилище появляются люди – мои друзья, друзья друзей, случайные гости, женщины, которые любят и заботятся, соседи и соседки, с которыми я делю аренду – я, тем не менее, остаюсь в этой квартире один, как на собственной планете. Состояние одиночества иногда подталкивает на создание годных вещей, но по большей части оно мешает налаживанию плодотворной работы.

 

Прокрастинация дает о себе знать пустыми холстами, сложенными в кладовке.

 

Каждое утро я просыпаюсь, иду на кухню, ставлю чайник на газ. Иногда закуриваю сигарету. Сожженные спички я собираю в стеклянную банку. Каждый день такой жизни был собран в банку и затем перенесен на плоскость. Холсты нашли себе применение - они обросли щетиной вместе со мной.

Евгения Бабич

Слово

видео

продолжительность 9’10’’

2017

Существует утверждение, что мысль и слово материальны. Вовремя сказанная правильно подобранная фраза может послужить началом кровопролития или спасти чью-то жизнь, донести, оправдать, вылечить или искалечить.

Издавна к высказываниям относились трепетно. Слово было возведено в ранг возвышенного и использование его по пустякам считалось непозволительным, потому, что «оно было завещано человечеству создателями мира». В религиозных трактатах сказано, что слово – это Бог.

 

В определенном смысле человек разрушает окружающий мир и самого себя изнутри, когда произносит пустые или бранные слова.

 

В нашем мире мало кто руководствуется этой идеей в своих высказываниях и сейчас на человека льется так много информации через СМИ, интернет, социальные сети и т.д., что слово перестало нести в себе сакральную роль. Выделить из этого огромного потока информации истину становится почти непосильной задачей.

Айгерим Оспанова

Самочувствие

инсталляция, видео, унитаз, шторки

размер вариативный

2017

 

Огромный поток шокирующей и нездоровой  информации оказывает деструктивное влияние на мышление человека, поселяя в нем страх и хаос. Каждый день происходит атака на мозг, и человек незаметно для себя поддается влиянию медиа, и им становится легче управлять.

Две крайние грани телевидения – запугивание и подчинение, которые подвергают наш ум зомбированию.

Ольга Беликова

Консервы

роспись на стеклянных банках

80х60 см.

2017

 

Банка становится хранилищем жизни, ее хрупкость и прозрачность отсылают к несовершенству памяти. Идея «маринованного» времени в картинках-впечатлениях.

Айгерим Мажитхан

видео

2017

«Демократия символы»

«Демократия» сөзі не білдіреді, осы сөздің аясында соғыстар мен төңкерілістер жүргізілуде, бір мемлекет екінші мемлекетте өз демократиясын орналастырғысы келеді. Егерде ол қан төгілісі мен қиратылу арқылы келген болса. Осындай демократияның құндылығы қанша? Қандай жағдай болмасын мұндай тәсіл демократия деп есептелінбейді, тек өзінің тәртібін күшпен жаулап алу арқылы ғана енгізу. Күйзеліс пен адам өлімдері мемлекетте береке өмір құрмайды, тіпті төңкерістерден кейін елдерде ұзақ уақытқа дейін дағдарыс кезеңдері орнайтын.

Адамзат гүлдің бейнесіне ерекше жылулықпен қарайды.  Гүл символикасы бойынша өлім мен өмірді байланыстырады. Гүл – өткенші уақытты, өмірдің тез өтуін, көктемді, сұлулықты, пәктікті, жастық шақты, жанды білдіреді. Гүл символикасы өмір бейнесі, өмірдің шаттық бейнелерінің белгісі.

«Демократия символы» атты жұмыста мен өсіп келе жатқан гүлдің пішінің автоматтар мен тапаншалардан құрастырамын. Бұл жерде гүл әдемілік, романтика мен көктем, махаббаттың орнына өлім мен қиратуды білдіреді. Тапаншалар көрермендерге қаратылған, өте қауіпті көрінетін болады. Әдетте адамдар гүлді көргенде оған қызығып ұмтылады, ал бұл жерде  гүл керісінше өзінен алшақтатады. Басында жақсы болып көрінетін нәрсе, соңында жаман болуы мүмкін. Мысалы, белсенділер «жақсы өмір» үгіттеп өздеріне халықты ертеді, сол уәделерге сенген халық соңында басқа нәтижеге тап болады. Сол секілді бір мемлекет екінші елде «демократия» орнатуды уәде етеді, бірақ та негізгі мақсаттары  жаулап алу болып келеді.

 

«Көшкін»

Қазір көптеген Азия мемлекеттерінде экономикалық дағдарыс сезіледі. Сонымен қатар, кейбір Шығыс  мемлекеттеріндегі соғыстар қоныс аударуға әсер етіп жатыр. Егерде Ресей мен Қазақстанда тәжіктер мен өзбектердің көптеп келуі сезілсе, Еуропа мен Америкада мигранттарға арналған лагерлер салынуда.

Мигранттар жақсы өмір сүру жолын іздеп және табыс табу  үшін басқа мемлекетте қоныс аударады. Түрлі жұмыс атқаратын жұмысшылар қатарын толтырады, құрылыста жұмыс істейді,  жолдардың және көшелердің жөндеу жұмыстарын атқарады.

«Көшкін» атты жобасында мигранттардың қарқынды қоныс аударулары әлем экономикасына әсер етуі мүмкін екенін көрсеткім келді. Тепе-теңдік бұзылады. Миграция көшкін секілді, қазіргі кезде барлық мемлекеттерді қамтып жатыр.

«Параллель»

Қазақстан егемендігін алғанан кейін өзінің ұлттық құндылықтарын және ерекшелігін іздеумен айналысып келеді. Осы тақырып аясында көптеген көрмелерде ұйымдастырылды. Суретшілер, жазушылар, тарихшылар түркі тамырларын және 19 ғасырдағы қазақ хандығы кезеңін терең зерттеуді бастады. Қазіргі кезде теледидарда салт-дәстүр туралы бағдарламалар мен деректі фильмдер түсірілуде.  Сонда әлі де зерттермеген және соңына дейін ашылмаған тақырыптар мен бағдарлар бар. Адамдар құмыра тәріздес, жартылай толы және жартылай бос. Ірге қалаушы негізгі мәдени білімнің жетіспеушілігі тұрмыстық және кәсіби деңгейде сезіледі.  Білімнің жетіспеушілігі шығармашылық жұмыстарда анық байқалады. Мағлұматтардың нақты не жеткіліксіз болғанынан тарихи, этнографиялық фильмдерде көрінеді, Қазақстанның әр түкпірінде салт-дәстүрлер түрлі өткізіледі.

 

Қазіргі кезде жаһандану қарқын дамуда, адамдар жақсы өмір сүру амалын іздестіріп шет елге қоныс аударуда. Қазіргі кезде қазақстандықтарда тарих пен салт-дәстүрді зерттеуге уақыттары жоқ, олар тұрмыстық мәселелерді шешу жолдарын іздестірумен айналысуда, сонымен қатар несие жабу, ақша табу секілді күнделікті шаралармен күндерін өткізуде. Қазақстанның 26 жыл Егемендігі тұсында ұлттық құндылықтар идеологиясы құрылмады. Көптеген Қазақстандықтар шет елге өзінің түпкі тамырын соңына дейін танып білмей жатып көшіп жатыр. Тіпті қазір Қазақстанда тұрып жатып, өз елінің тарихын танып білуге қызушылық танытпайды. Біздің тарихымыз және фольклор басқа бір паралельде өмір сүруде секілді. Мені осы сұрақ толғандырады, өйткені көптеген тарихта болған мысалдардан кез келген халық жойылып, жоғалар алдында өзінің тілін, мәдениетін  жоғалтқан, одан кейін қоныс аударған кезде сол жердің мәдениетің өз бойына сіңіріп уақыт алмаса өзін бөлек ұлт екенін сезінуін жоғалтқан. Мені мазалайтын да үрей тудыратын да осы мәселе-біз уақыт өте ұлт болып жоғалуымыз, жаһандануда жойылып бара жатқанымыз.

 

Сабина Куангалиева

Нұрбол Нұрахмет

Qitap

объект, смеш. тех.

2017

 

По решению государства в 2018 году Казахстан перейдёт на латиницу. В современном казахстанском медийном пространстве выражаются разные мнения в отношении этой реконструкции. Поднимаются новые проблемы, которые раскрывают затруднительное положение языка на сегодняшний день. Латиница практиковалась в Казахстане до 40-х годов, а затем была заменена на кириллицу. Сегодня латиница в свободном плавании, применяется без определённых правил грамматики, находя логичные решения правописания – Q-nation, Q-pop, Q-radio.

Книга как диалог, дискурс между языками, между идеалами, как определение происходящего. Содержание книги – деконструкция в попытке стать формой.

Дана Молжигит

Эй, женщина

инсталляция, видео, аркан

размер вариативный

2017

 

Арт группа FEMFILMCA поднимает вопрос гендера, женской репрезентации, иллюстрирует личное-политическое. Глобальная цель проекта заключается в попытке найти и показать другой образ центрально-азиатской женщины, который благодаря засилью телевизионной и кино пропаганды локальных медиа развивает проблему насилия над женщинами, создавая условия жестокого консерватизма, не соответствующего реалиям современности, в которых мы живем.

Инсталляция «Эй, женщина» предлагает пройти путь женщины в современном обществе с точки зрения автора. В инсталляции задействованы стили из видео-работы автора с одноименным названием, которая воссоздает паттерн давления. Это своеобразная “Комната Страха” и камера пыток, наполненная триггерами в виде арканов.

Алтынай Сатанова

Шаш

видеоселфи

продолжительность 7’07’’

2017

 

Видеоселфи. С другой стороны меня. Бессознательные процессы.

Волосы девушки у многих народов имеют сакральный смысл. У казахов девочкам 5-7 лет впервые заплетали косы, причем это поручалось женщине «доброй, многодетной, славящейся своим мастерством ведения хозяйства и в ремеслах» (Султанова М.Э. , Шайгозова Ж.Н. «ДУШЕВНАЯ ЗАКАЛКА В КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕ (девочка-девушка-женщина-мать)».

Журналист Айжан Хамит пишет: «У казахов девушка, которая еще не вышла замуж, заплетала две косы и носила такия (тюбетейка) или кәмшат бөрік (шапка, отделанная мехом выдры)». Также считалось, что «женщина с распущенными волосами - признак траура».

В Коране написано:

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ

زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاءِ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

Коран, Ан-Нур (Свет), 31-й аят из 64

Ыкылас Шайхиев

Плывущий

видео

продолжительность 1'49"

2017

Я под водой. Я смотрю, но не могу понять что вижу. Я плыву, но не знаю куда, я просто плыву. Воздух стал плотнее. Я говорю, но мои слова растворяются в глубине вод. Я знаю, что надо плыть дальше, но в итоге, все всплывают наверх.