© 2018 by International festival of contemporary art ARTBAT FEST

МЫ - РЕКИ

ВЫСТАВКА МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ

Куратор - Яна Малиновская

Локация: Villa dei Fiori

Сроки проведения: 28.08–26.09.2015 

Мы — время. Мы — живое воплощенье 
той Гераклитовой старинной фразы. 
Мы — капли, а не твердые алмазы. 
Мы — влага не затона, а теченья… 
…Мы — реки, что дорогою заветной 
бегут к морям. Потемки беспросветны. 
Минует все. Ничто не повторится. 
Своей монеты память не чеканит. 
Но что-то потайное в нас не канет 
и что-то плачущее не смирится. 

Х.Л. Борхес

 

 

«Капля могущественной воды, способная сотворить мир и растворить ночь, воображаемая вглубь» по Гастону Башляру, есть соотношение себя с этой могущественной каплей воды. Могущество воды – в динамогении, в способности к изменению. Река — это символ изменения, означение изменения. Означение само по себе не приносит изменения, но закрепляет в изменении вещи. И в этом смысле название выставки «Мы — реки» с одной стороны становятся трансляцией изменения, а с другой стороны — призывом к этим изменениям.

 

Кто такие «мы»? Творческие силы, коллективный поток. Творческая река, берущая начало в вершинах воображения или в воображаемых вершинах. «Воображение — это не способность творить образы из реальности, как подсказывает этимология: воображение — способность творить образы, выходящие за пределы реальности, воспевающие реальность». (Г. Башляр).

 

Воображая «вглубь себя» поток реки, определяя себя как изменяющий поток, мы обретаем способность к забыванию собственной идентичности через открытость идентичности Другим, другим возможностям и вещам. Через слияние множества капель в могущественный поток реки. «Забудь о словах и стань травой, прими свое имя и стань рекой» — строчка песни Бориса Гребенщикова об этих двух процессах: с одной стороны — принять свое предназначение, а с другой стороны — обладать способностью к изменениям. Девиз выставки: «Я — поток обновления, мы — я и кто-то еще становимся реками, несущими обновление, новые свежие воды решений, идей, проектов, способных преобразить настоящее. «Мы — реки» — метафора, что-то текучее, подвижное, меняющееся, гибкое.

 

Мы предлагаем не единый сюжет художественного пространства, но некоторые «среды», сформированные высказываниями авторов, где зритель сам для себя выстраивает нарратив, где представлена повествовательная множественность. Среда — экологическое понятие, здесь все элементы взаимодействуют друг с другом, обуславливают друг друга, зависят друг от друга, паразитируют, конкурируют, помогают друг другу. Если меняется одно, тут же меняется другое. Это современная парадигма, внутри этой парадигмы невозможно ничего диктовать, диктат оборачивается против диктатора. Здесь все гибкое, все текучее. Весь современный мир — это пространство потоков: информации, денег, людей, транспорта. Это не фиксированное пространство, где все в принципе статично существует, но текучее состояние постоянной подвижности. Художники предъявляют себя в качестве таких потоков. Взаимодействуя, они создают определенную среду. Зритель оказывается внутри, оказывается элементом этой среды, включая художественные образы в среду своего сознания, в пространство восприятия.

 

Все вместе они непрерывно меняются, создавая современное пространство потоков, современную среду, в которой не существует ничего неподвижного, потому что мир текуч. Эта идея снимает жесткое разделение между виртуальным, физическим, метафорическим. Потоки открывают невероятно широкое пространство для интерпретации.

 

Выставка представлена не только работами современных художников, но и произведениями концептуальных архитекторов, дизайнеров, театральных художников. В основе кураторского выбора работ — демократичный принцип отбора не по критерию институциональной успешности автора, а исходя из оригинальности конкретной работы и осмысленности использования в ней образов обновления, изменения себя, пространства, мира, страны, города, общества, отношений.

Яна Малиновская, куратор

Участники выставки:

ARAM

Charly Sword

JOHN GALT (Charly Sword, Айсулу Абуова, Кумар Нурпеисов, Айжан Кунжебаева, Айман Тореханова, Салтанат Кайралапова)

Айгерим Мажитхан

Александра Али

Александра Калачева

Алпамыс Батыров

Алтынай Сатанова

Анвар Мусрепов

Арт-группа «Пни» (Алексей Шиндин, Константин Тимохин, Наталья Новикова, Ильяс Сабалаков) 

Бахыт Бубиканова

Далида и Думан Алиевы

Дана Молжигит

Дарья Спивакова

Евгения Пятова

Екатерина Никонорова

Зоя Фалькова

Лиза Кин

Мансур Смагамбетов

Медербек Ахметов

Нурбол Нурахмет

Суинбике Сулейменова

Творческая группа "705"

(Чингиз Айдаров, Диана Рахманова, Нурсултан Манасов, Марат Райымкулов, Айдай Токоева, Чолпонай Борубаева)

Эльмурат Нигматов

АЛТЫНАЙ САТАНОВА

Врата культур

Инсталляция, видеодокументация, 2015

Дерево, панель OSB

 

Проект «Врата культур» - это мой поиск ответа на вопросы о сохранении культурного и национального разнообразия в мире глобализации, в котором мы живем. Где национальные ценности стираются, где межэтнические отношения зачастую терпят крах. Особенно актуальны эти вопросы в нашем городе, Алматы, где живет более 11 разновидностей этносов.

 

Artistic research

При создании инсталляции главным элементом выбран архитектурный символ Врат, который во всех культурах имеет общее значение-переход из одного состояния в другое, связь одного мира с другим. Семь врат стоящих один за другим, каждая последующая арка меньше предыдущей. Семь крупных этносов в нашей стране, семь культурных миров. Прообразом врат использую врата синтоистских храмов – Тории, которые символизируют не только связь миров, но и помогают человеку пройти свой путь, преобразится, стать счастливым. Каждая арка оформлена коротким занавесом с нанесенным на него национальным орнаментом. Занавес несет как смысловую, так и функциональную нагрузку.

Занавес      как     скрытое      богатство     культуры, 

отдельного этноса, занавес как традиция  азиатских народов занижать уровень входа, чтобы гость при входе поклонился в знак уважения хозяину дома. Я намеренно уменьшаю арки, сужаю путь: "… потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Матф. 7:13-14).

АЛТЫНАЙ САТАНОВА

Мы - реки

Видеодокументация перформанса, 2015

Идея проекта возникла благодаря цитате Льва Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

 

Artistic research

В качестве средства исследования выбрана народная игра «Ручеек», в которую в разных вариантах играли, наверное, все дети мира. Игра одновременно парная и массовая. Текучесть ее ритма, смена персонажей позволят участникам ощутить себя частью реки, частью этого общества. Мне интересно насколько открыты к взаимодействию жители города, насколько им важно ощущать себя частью потока, насколько ценны теплые человеческие отношения незнакомых людей.

Алматы – отличная площадка для исследования человеческих взаимоотношений, город принимает большое количество приезжих из разных уголков страны и мира. Исторически Алматы представлялся особенно дружелюбным и толерантным к переселенцам разных национальностей и вероисповедания. Жители города вспоминают и гордятся тем, что Алматы в прошлом был гостеприимен и открыт. Мне интересно так ли это сейчас, или в воспоминаниях горожан слышны лишь отголоски навсегда утерянного «рая обетованного», в котором всем было место.

ДАНА МОЛЖИГИТ

Присвоение

Торт, видеоинсталляция, живопись, 2015

Песочные коржи, сахарная пудра, сахарная мастика, желатин, творог, крем; холст, масло, акрил, бумага; ионизатор воздуха.

При участии:

Музыка: Thomas Wills

Видео: Берик Жахаров, Фариза Танаева 

Присвоение, или растрата — преступление против собственности, неправомерное удержание или невозвращение чужого имущества, вверенного виновному.

 

Иле-Алатауский парк был создан 1996 году и главная его цель – это сохранение уникальных экосистем и ландшафтов Заилийского Алатау. Именно парк обеспечивает жителей Алматы свежим воздухом, питьевой водой, является для горожан ценным рекреационным ресурсом. Он жизненно необходим городу как цельная, не разрушенная хозяйственной деятельностью природная территория.

В мае 2011 года от национального парка Иле-Алатау отчуждено и присоединено городу Алма-Ата 707,66 га включая Большое Алматинское озеро – уникальный источник чистой воды. Урочище Кок-Жиляу – сердцевина национального парка и родина многих редких видов животных и растений. В планах государства – строительство в Кок-Жиляу горнолыжного курорта, несмотря на протесты горожан.

Человечество словно бездонный желудок поглощает территории вокруг себя, капитализируя их, обогащая частный капитал, превращая эти территории в производство денег и вещей. Оно уже не может остановиться, ему нужно больше и больше денег и вещей.

Когда эгоизм становится больше чем тихий голос интуиции, хорошим это не заканчивается. Все в природе находится в гармонии. Только человек, являясь ее частью, вечно не в балансе с натурой и с самим собой.

Возможно ли, используя те же приемы, присоединить город к национальному парку? Превратить город в национальный природный парк? Пусть зеленые стебли травы и кроны деревьев поглотят серые бетонные коробки домов и асфальт. Пусть вместо денег и вещей они производят кислород.

 

Artistic research

Я родилась в Алматы – прекрасном городе яблок пропитанных смогом. Для меня вопрос сохранения Иле-Алатауского парка – вопрос моего будущего. Я считаю, нам нужно сохранить дикую природу - столько, сколько её ещё осталось - это есть вызов, приняв который, мы сможем стать людьми.

«Выполняя поручение Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., акимат г. Алматы во главе с акимом Есимовым А.С. и министерство индустрии и новых технологий РК приняли решение о строительстве горнолыжного комплекса мирового класса на территории Иле-Алатауского Национального природного парка.

Первым этапом строительства обозначена территория урочища Кок-Жайляу и горы Кумбель. На этом этапе длина трасс составит 65 км. Следующим этапом планируется застройка всего Иле-Алатауского природного парка.

ТЭО проекта:

... выбранный вариант развития курорта на первом этапе подразумевает вырубку 27,5 га реликтового хвойного леса, строительство 16 подъемников общей протяженностью 22.8км, которые будут обслуживать 65км трасс, занимающих 183га. На 17га курортных участков планируется постройка гостевых домов и гостиниц на 1590 мест».

(Служба Центральных Коммуникаций при Президенте РК)

Законодательство РК

«Строительство курорта в национальном парке противоречит национальному законодательству в области особо охраняемых природных территорий, охраны природы, водных, лесных и земельных ресурсов».

ARAM

Останови бегущую строку в голове

Инсталляция, 2015

Бегущая строка, краска, ДСП, система датчиков движения

 

Изменению происходит прямо здесь и сейчас. Лицо Будды как символ просветления и вечной гармоний, отсылает зрителя к восточным медитативным практикам, предлагая остановить поток внутреннего диалога ради тотального очищения разума, заменив стихийный набор слов идеально точным многоточием.

 

Artistic research

Чистота разума — как единственно верный путь к первородному сознанию. В эпоху повсеместного давления информационных массивов, вместо привычных установок на размышления о заданной теме, автор предлагает оставить поток сознания, не ради «отдыха», а с целью найти во внутренней тишине вечные истины и путь к Богу. Забыв все языки мира, навязчивые мелодии, важные новости, и случайные образы, встав перед

лицом Будды, чье имя переводится как «просветленный» автор настаивает на абсолютном внимание к образу, и тотальном присутствии во взаимодействие с инсталляцией. Идея создания арт-объекта пришла после нескольких лет изучения восточных практик, и жизни в Индии, автор проекта относится к этой работе как к изобретению, придумав для него специальную категорию и назвав ее «ментальный тренажер».

БАХЫТ БУБИКАНОВА

Аллея славы. Вавилон

Инсталляция, 2015

Глина, каркас, ткань, галтели, гофра, постеры на клейкой основе

 

Опрос таксистов на территории Республики Казахстана, требующих у клиентов говорить на казахском языке с примесью южного (узбекского) акцента, под патриотическую риторику местных радиоканалов, привел к единому мнению в количестве 99, 99 % о согласии несогласных провести мониторинг всеобщей культуры в области изобразительного искусства. Тем самым было утверждено создание аллеи славы, где основное будет основным, а ненужное по ненадобности будет уничтожено. Где в сравнении предыдущего памятника со следующим, станет ясно видно, что стало ненужным, а что, переходит на новый этап развития общества.

Подавляющая воображение поражающим большинством голосов, оглушающая победа в 99,99% «казакелианского всешенства», приводит к фрагментарному пересмотру всех ранее произведенных произведений «номадического» искусства». При смене идеологического вектора следует обязательный слом ценностей, ранее являвшихся традиционными. Следовательно, при смене курса традиционное, привычное искусство нарекается формализмом или нет.

 

Парковая скульптура на аллее славы. Такие скульптуры часто встречаются на въезде в город. Аллея славы начинается со скульптуры - приветствия в городе, где все разделились и стали говорить на разных языках.

Аллея славы представляет собой создание новых памятников и скульптур на основе уже имеющихся памятников, где будут оставлены традиционные элементы, а все остальное будет сбиваться до каркаса. Новые памятники будут стоять на одной линии со своими «памятниками-близнецами». Установка будет стоить дешевле, можно будет не тратиться на съем устаревшего памятника. Точно так можно поступать с асфальтом и старыми трубами, оставлять старое и рядом прокладывать новое. Чтобы помнили и ценили. Более дешевое новое напомнит о ценности прошлого, а прошлое даст воспоминание о прошлом своего прошлого и тем самым, мы не будем забывать самое первое прошлое, которое самое важное, где есть Решение всего, что спасением, одним единственным является только Христос. Не зная этого, вы продолжаете обманываться и колбаситься в том дерьме, которое было всегда.

Завершается аллея кучей бесполезных Долдонов. Как пример, маркетинговый ход - сначала были огромные ватные прокладки без крылышек, потом прокладки стали тоньше, а крылышки больше. Только в нашей аллее наоборот, как если бы в самом начале были самые усовершенствованные прокладки, а после они эволюционировали в вчетверо сложенную тряпочку.

Прогрессируя в вещизме, наступает жесткий регресс в самом главном. И художники Совриска прилагают в этом слишком мало усилий. Надо еще больше художников Совриска и больше усилий! Гуманизма в человекоцентризме недостаточно. Нас научили зажигать свечки, держаться за руки, становиться в ровный ряд, носить провиант, петь песни, писать на стенах, декламировать, делиться, почковаться. Мы готовы к утопии, в любом ее виде. Не томите, чуть надавите на наше гуманное и мы сами сдадим этот духовный фронт.

Artistic research

Тема неустойчивого каркаса в скульптуре, который не в состоянии удержать вес, стала интересовать меня, когда я училась на скульптора, но там это считалось неумением. Теперь же я отношу это к личной неустойчивости и к состоянию мира в целом.

С железного Терминатора сходит ткань, напоминающая кожу и мышцы, и в итоге остается только металлический скульптурный каркас. Терминатор уже не машина, а старый человек с металлическим протезом, печальный исход утопического будущего.

За скульптурой находится занавеска, словно занавеска с казахскими орнаментами в автобусах, разделяющая кабину водителя от салона с пассажирами. Так водители украшают автобус, при этом отделяя себя от салона. В скинии, где первосвященник приносил жертву Богу, это самое место разделяли занавесом, чтобы никто не видел, что там происходит. Когда Христос пришел в скинию, этот занавес разорвало пополам.

Я люблю собирать всякие символы в одну картину, может быть это непонятно, но мир не понятен и не приемлем. Город агрессивен, в нем нет ничего нового. От человека ничего не зависит, от художника ничего не зависит, от современного художника совершенно ничего не зависит.

Пусть еще будут клумбы, чтобы было красиво. Завершает эту свалку утопической чуши Памятник Неизвестному художнику СОВРиска РК. Чтобы знали и помнили.

АЛПАМЫС БАТЫРОВ

Я изменился здесь

Перформанс, графика, 2015

Фотобумага, тушь, ветер

 

Мы меняем мир своим присутствием в нем. Мир меняется вместе с нами. Это происходит, когда мы сами являемся главным объектом перемен. То, что лежит в области структурно-духовного начала, в котором и для которого мы - поток информации. Моя цель - не изменить что либо, а поменяется самому, здесь и сейчас. Как река, которая никогда не остается прежней в каждый момент движения по своему пути. Так же как русло реки, которое направляет этот изменяющий и изменяющийся поток, так формат и материалы обуславливают поток информации и идей, которые я выплескиваю на поверхность в попытке этого изменения.

 

Artistic research

В современном искусстве было множество попыток возвести акт творчества в некий Абсолют. Всякий раз люди находили, и будут находить, причины заниматься искусством. Преобразовывать его в общественные маркеры и даже возводить отдельные объекты творчества в социально значимые символы.

Еще Гарольд Розенберг говорил о трансформации живописи   в   экзистенциальную   драму.    То,   что

появляется на холсте — это не изображение, а случай. Важным событием было решение рисовать для того, чтобы «Просто рисовать. Just draw».

Поллок работал с пространством, вступал с ним в диалог, находился в процессе преобразования движения в цвет и в абстрактную форму. Для него было важно не нарисовать картину, а быть в процессе преобразования через визуальный «хаос». Это не простое желание рисовать, но менять и преобразовывать свое существо в его основе.

В день 28 августа 2015 года, в этот момент времени в моей истории я изменяюсь сам и меняю взгляд других людей на акт творчества.

АЛПАМЫС БАТЫРОВ

Серия «Урбан. Эмоции. Перемены»

Графика, 2015

Бумага, маркеры, линер

 

Урбан – это искусственная среда, созданная инженерной мыслью, и адаптированная под физиологические и психологические потребности человека. В такой среде человек представляется частью механизма поддержания некого уровня безопасности в инфраструктуре и социуме через механизмы научных достижений и индустриального прогресса. Человек также способствует динамичному развитию социальных отношений, что создает благотворную или иной раз не совсем благотворную среду для проживания всего целого.

Человек стремится изменять пространство восприятия и предавать ему метафоричные значения. Вышеупомянутой среде (Урбану) человек придает еще и научно-гуманитарный и эмоциональный окрас в форме архитектуры, масс-медиа и других областей жизни человеческой цивилизации. Искусство несет в себе потенциал и возможности менять среду в большей мере, чем технический прогресс, который порожден творческой сущностью индивида.

Artistic research

Отправной точкой в исследовании является мой интерес к творчеству M.Escher, который работал над трансформацией образа восприятия пространства посредством искусства и геометрии. Фантазийно-иллюстративная манера, в которой я выполнил работы, лежит больше в области изучения, нежели выражения. Это исследование проблемы пространства и его творческой (гуманитарной) плоскости, техническая репрезентация моего эмоционального порыва, чувства пространства. В контексте темы выставки такое отображение приобретает характерно новое качество. Поскольку в контексте пространства, меняется и сама основа абстрактного выражения.

МЕДЕРБЕК АХМЕТОВ

Деконсервация
Инсталляция, 2015
Cтеклянные банки, крышки для консервации

Главная функция искусства это сохранять. Деконсервация подразумевает обновления, подразумевает процесс превращения, процесс производительного потребления, момент творческой активности, момент появления возможностей. Это как отпустить всех джинов на свободу. Это риск, но риск необходимый. Деконсервация - это не просто потребление контента, деконсервация - это положение «тела без органов» (выражаясь в делезовских терминах) или «неважночто» (в терминах Тристана Гарсия). Это состояние не детерминированности, даже не состояние, а процесс, именно процесс становления. Виртуальное поле всегда полно клише, никогда не бывает невинного чистого белого листа, любая ситуация всегда полна разнородными стереотипами и штампами, 

которые то и дело нужно подвергать операциям детерриториализации, деконсервации, деконструкции. Другими словами подвергать все знаки пыткам. Искусство это может. Искусство и есть комната пыток, где все клише подвергаются разным видам пыток - медленным, быстрым и т.п. в зависимости от стиля и жанра.

ДАЛИДА И ДУМАН АЛИЕВЫ

Море потому велико, что не пренебрегает ни одной рекой

Инсталляция, 2015

Дерево, металл, канаты, верёвки, нитки, ленты, леска

 

Самые разные Реки впадают в Море, они стремятся и спешат к нему, каждая по-своему, своим путем и на своей скорости и Море их принимает, великодушно - не выбирая и не отвергая. Море похоже на Вселенную. Море похоже на землю. Море похоже на жизнь, а Реки на людей. Жизнь такая Удивительная. Необыкновенная. Великая. Разнообразная. Многоликая. Многоцветная. Неисчерпаемая.

Море-Жизнь потому велико и прекрасно, что находит место всем и всему. Море похоже на отдельно взятого человека, частью которого являются люди, так или иначе связанные с ним: его семья, его друзья, и даже те, кого он может не знать, но кто влияет на него, вдохновляя, поражая его воображение, принося разочарование и любовь, печаль и радость. Жизни людей - каждая уникальная вселенная, как и культуры разных народов сосуществующие вместе, наполняют это Море-Жизнь и делают его прекрасным.

Люди-Реки в этом Море-Мире - часть великого замысла, простого, но гениального, страстно желающие жить, любить и творить, с неистребимым желанием и упорством стремящиеся к Морю-Жизни. Для Моря-Жизни-Человечества важен и необходим каждый Человек-Ручеек-Река.

 

Artistic research

Мы родились в многонациональной семье, выросли в полиэтническом городе Алма-Ате, общались, дружили, учились с представителями разных народов Казахстана. С раннего возраста родители возили нас в разные регионы СССР: Прибалтика, Крым, Ленинград, Ташкент. Интернациональная среда помогает человеку с детства любить и ценить окружающих людей за их человеческие качества, а не за принадлежность к той или иной национальности.

В современном мире усиливаются ксенофобские настроения, разочарование в культурном плюрализме и многообразии. ХХ век стал самым кровавым и беспощадным: ксенофобия, национализм породили крайнюю форму человеконенавистнической идеологии и практики – нацизм и фашизм. Человеческое разнообразие объявлено вне закона, вне Жизни. Происходит тотальное уничтожение Других.

Только содружество сотен наций, их сплоченность и жизнелюбие победили фашизм. Многонациональные народы Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, содружество наций Великобритании спасли европейскую цивилизацию. Для этой победы важны были все: аристократ Черчилль и тувинские снайперы, великий маршал Жуков и индейцы племени Навахо, прозорливый Рузвельт и две девушки казахской степи Маншук и Алия…

Мы все – большие и малые народы, каждый из современников должны быть ответственными, причастными к борьбе со всеми видами и формами ксенофобии, национализма, расовой, этнической нетерпимости, агрессивными религиозными направлениями.

Каждый человек является частью своего народа и человечества в целом. Осознание ценности человеческой жизни, её уникальности, неповторимости, грандиозности сформулировали древние иудеи в Талмуде: «Кто спас человеческую жизнь – спас Вселенную».

Судьбы Людей похожи на Судьбы Рек: все имеют начало, мужают, меняются, становятся полноводными или пересыхают, возрождаются, сливаются с другими, теряются в песках, доплывают до Моря. Реки – Люди.

В истории человечества Реки сыграли важнейшую роль в возникновении, развитии очагов цивилизаций. В названиях рек отразились фантазии, любовь и надежды людей: река напоит, накормит, защитит, поможет преодолеть пространство.

Никто не знает – на берегу какого ручья-речушки-реки родится Человек и сформулирует Идеи, которые станут спасительными и жизненно важными для всего человечества в настоящие и грядущие времена. Не великая Амазонка, а пересыхающий ручей Иордан подарил миру основы трех мировых монотеистических религий, определивших судьбу человечества. Не народы древних могучих империй подарили человечеству Десять Заповедей, а крошечный гонимый народ.

Человечеству надо учиться у Моря – не пренебрегать даже самым малым ручейком – маленьким народом, маленьким человеком.

Наша работа посвящена Многообразию Рек-Людей-Народов. Реки – символы возрождающейся природы, жизненной энергии народов. Многоцветье Рек вливается в Море и расовое, этническое разнообразие делают мощным, жизнеспособным Человечество.

Жанр инсталляции выбран нами для наибольшей выразительности и лаконичности воплощения нашей идеи. Нити, верёвки, канаты, ленты разных фактур, толщины и цветов, символизируют множество рек, являющихся частью моря. Для усиления образа/идеи разнообразия, многоликости и уникальности использованы как новые, гладкие, яркие, прямые так и состарившиеся, потёртые, разорванные и снова соединенные нити и верёвки.

АЛЕКСАНДРА АЛИ

Флюид

Инсталляция, 2015

Холст, акрил, люминесцентные лампы 

 

Не спрашивайте себя «смогу ли я?» – спрашивайте: «как мне это сделать?». Главная мысль этого проекта: разум и воля к добру обязательно победят! 

Это работает, независимо от размера проблемы. Даже если она огромная, как весь слой воздуха в нашем городе. Даже если она и есть – грязный, загазованный воздух в нашем городе.

Данный объект представляет художественную визуализацию реально существующего проекта голландского дизайнера Даана Розегаарде, совместно с командой инженеров из Делфтского технологического университета в Нидерландах

 

Artistic research

Одна из главных проблем современных мегаполисов - это загрязнение атмосферы города и нехватка чистого воздуха. Это одна из основных и одна из острейших проблем Алматы. На сегодняшний день в мире существует множество технологий и систем, которые нейтрализуют проблему с загрязнением воздуха - от расширения зеленых парковых зон до внедрения наукоемких «умных» систем. Автор работы через свою работу символически репрезентует визуализацию одного из возможных решений вопроса загрязнения воздуха в Алматы.

Смог в Алматы можно устранять с помощью огромной вакуумной установки, работающей по принципу пылесоса. По словам автора идеи, Даны Хисимовой, такая технология уже существует. Автор проекта отметила, что давно искала инновационные методы борьбы со смогом в Алматы, однако ни одна из предложенных ранее идей не показалась ей конструктивной. Технология очистки воздуха, которую предлагается применить, предусматривает установку большого электронного вакуумного пылесоса с четырехметровой башней и медными катушками. При пропускании тока через катушки  должно  возникнуть  электростатическое 

поле, которое притянет загрязненные частицы воздуха к земле, где их уловят ионные фильтры. Очищенный воздух будет выходить в атмосферу из отверстий в башне. Ожидается, что этот метод позволит избавиться от смога в Алматы, очистив воздух на 75-80 процентов.

Голландский дизайнер Даан Розегаарде совместно с командой инженеров из Делфтского технологического университета в Нидерландах разработал устройство по очистке воздуха от атмосферных загрязнений. Аппарат представляет собой гигантский электронный вакуумный пылесос. По соглашению, достигнутому между властями Пекина и разработчиками, аппарат будет установлен в одном из парков города в 2015 году. Экспериментальное тестирование продлится в течение года. Если результаты окажутся положительными, монтаж аналогичных устройств начнется и в других парках китайской столицы.

Создаваемое установкой электромагнитное поле безвредно для человека. Аналогичный способ фильтрации уже используется в больницах.

АЛЕКСАНДРА АЛИ

Важные предметы

Инсталляция, 2015

 

«В каждом городе есть бабушки и дедушки, которым стыдно просить милостыню. Поэтому они продают отвертку, книгу, старые часы или герань. По-моему, нам всем нужна герань».

Можно быть миллион раз согласным на словах с этим постом из соцсети, набравшим кучу лайков, но сложно перейти от слов к делу. Мы ведь пока не купили герань. За каждой геранью и отверткой скрываются целые судьбы. Как узнать о них – подойти, купить и поговорить.

 

Artistic research

Жители любого города постоянно видят пожилых людей, которые за мизерные цены продают разные предметы - старые книги, потрепанные сувениры, безделушки, полевые цветы. Они стоят на улицах, блошиных рынках или у магазинов. Большей части этих старых людей не понаслышке знакомо, что такое бедность. Они выживают на крошечную пенсию и экономят на самых элементарных вещах. Они выходят на улицу, чтобы  продавать  свои старые  вещи  и  выручить 

немного денег. Предметы, которые лежат на их импровизированных «прилавках» и «лотках» - не просто вещи. За ними скрываются судьбы этих старых людей, их молодость, их история, их время. Эти предметы репрезентуют не только мир этих пожилых продавцов, но и окружающий мир - Город, прохожих, равнодушие и участие, чей-то пристальный или отведенный взгляд. Посредством видео и фотографии я хочу зафиксировать эти предметы и их хозяев, дать возможность зрителю узнать истории этих людей. Рассказывая о своем времени прошлом, они говорят о нашем времени настоящем.

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «705» (Чингиз Айдаров, Диана Рахманова, Нурсултан Манасов, Марат Райымкулов, Айдай Токоева, Чолпонай Борубаева) 

Амфитеатр

Инсталляция, документация, 2015

Табуреты

 

Театр в античности представлял собой место, где решались общественные вопросы. Сегодня театр утратил эту функцию, уступив свои позиции кино, телевидению, политическим митингам, разным формам общественных институций. Мы подумали, что возвращение античной функции театру - вот сегодняшняя утопия. Театр, как место больших общественных процессов.

Сегодня мало кто может вложить значительные ресурсы и средства, чтобы построить такой театр. Поэтому мы вынуждены обратиться к подручным средствам, к своему образу жизни, к своим привычкам. Наш образ жизни тянет нас к кинотеатрам, аттракционам, телевизору - все мимо театра, все мимо. Этот проект - попытка построить театр из этих подручных средств и привычек. Мы представляем объект, кусочек колоссального сооружения - амфитеатра. Все построено, вылеплено из местных табуретов, собранных из частных домов, из сельских домов, из юрт.

Artistic research

Творческая    группа   "705"   является    площадкой

экспериментального театра абсурда. Наш метод - выявление абсурдности в текущих общественных явлениях; художественный анализ взаимоотношения личности и общества; экспериментирование с формами.

Идея объекта возникла из нашей мечты о театре. Объектом мы хотели бы продолжить свое исследование - создание театра из подручных средств, анализ больших идей (амфитеатра) и маленького человеческого опыта (табурета). Следуя театру абсурда, мы на стороне маленького человеческого опыта и понимаем опасность больших идей. Но мы понимаем, что маленький человеческий опыт неразрывно связан с громадными структурами идей и наоборот, большие идеи живут за счет объединения маленьких человеческих страданий и надежд.

АЛЕКСАНДРА КАЛАЧЕВА

Дерево жизни

Инсталляция, 2015

Дерево, веревки


Инсталляция «Дерево жизни» соткана из тысячи нитей, напоминающих паутину. Это образ, обладающий мощью и хрупкостью одновременно. Сила дерева в том, что оно дает нам жизнь: мы дышим кислородом, который оно вырабатывает, укрываемся под его кроной от зноя и дождя, вкушаем его плоды. А хрупкое дерево от того, что человек очень легко может уничтожить этот прекрасный мир, возникший за миллионы лет до нас.

Во все времена образ дерева символизировал мудрость и стойкость. Взяв однажды топор в руки, люди начали менять реальность, превращая леса в миллионные города, опутанные нитями магистралей. Судьба наших зеленых садов, парков, аллей, скверов находится в пограничном состоянии: можно еще остановиться и силой человеческого разума сохранить красоту любимого города, а можно продолжить пагубное наступление на природу и дойти до точки невозврата.


Artistic research

Мой город Алматы, в котором я родилась и выросла, был городом-садом. Вдоль городских рек тянулись к небу яблоневые и вишневые сады, вдоль улиц возвышались клены, березы, тополя. Весной все пространство наполнялось сладким ароматом акаций.

Эта живая картинка моего детства, к сожалению, осталась в прошлом. Сегодня город стремительно растет, заполняется архитектурными ансамблями, поражающими широтой проектного замысла. Строятся бизнес-центры и торговые моллы, вырастают из-под земли каменные коробки новых микрорайонов, сооружаются металлоконструкции развлекательных комплексов.

В моем городе людям приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы вписаться в ритм повседневности.      Потоки      машин     заполнили пространство, автомобильные стоянки и парковки

вытеснили березовые рощицы и хвойные скверы. Аллеи и сады вырубают под магистрали. Во дворах почти нет деревьев, под раскидистыми кронами которых можно было бы спрятаться от зноя.

Дерево уходит из жизни человека, обедняя и осложняя ее. Я хочу сказать свое слово в защиту стремительно исчезающей красоты.

Меня интересует мнения людей по этому вопросу, что думают алматинцы. Я задаю три вопроса всем, взрослым и детям:

Как вы относитесь к вырубке деревьев в нашем городе?

Какой, по вашему мнению, есть выход из этой ситуации?

Ваш прогноз на будущее относительно озеленения города.

Дерево, в моем представлении, является наиболее выразительным и понятным каждому символом природы. Мне хочется, чтобы люди открыли для себя смысл удивительной мудрости: когда человек срывает всего лишь былинку, Вселенная содрогается. В этих словах заложена глубокая мысль о нашем единстве с природой, о влиянии наших поступков на ее судьбу. Я надеюсь, что идея моей работы будет способствовать пробуждению в людях желания высаживать деревья, ухаживать за ними, вдохновению беречь красоту природы. И тогда наш удивительный Алматы снова станет городом-садом, городом-парком, в котором легко дышится и радостно живется, потому что все осеняет истинная красота.

ЛИЗА КИН

Серия «Étude mathematic»

One

Живопись, 2015

Холст, акрил

 

В работе изображено единое и крепкое соединение, символизирующее семью, малую группу, которая связана взаимной поддержкой, общностью быта, в которой здоровая в психологическом отношении атмосфера. Это увеличивает у членов группы потенциал развития. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку фигуры очень подходят друг к другу. Эта идея подразумевает желание человека стать ближе чему-то духовному и божественному. Название «ONE» , как «ЕДИНЫЕ».

 

Artistic research

Серия «Étude mathematic» o взаимодействии, о взаимоотношениях людей, личностей друг с другом. Все люди разные и все, так или иначе, имеют точки соприкосновения, и всегда интересно, что порождает это соприкосновение индивидуальностей. Зритель, видя эти работы, решает  насколько,  фигуры подходят  друг другу и 

какое настроение порождает их взаиморасположение. Темой живописи являются «состояния человека». В основе метода, применяемого в исследовании, лежит соционика, концепция типов личности и взаимоотношений между ними.

АЙГЕРИМ МАЖИТХАН

Образ столицы

Перформанс, 2015

Бумага, карандаш, маркер, видео, фотографии

 

В Генеральном плане архитектурного развития города разработано все от центральности части города до пригорода, развязки, мосты и театры, но нет глобальных скульптурных объектов.

Скульптура, являясь частью архитектуры, дополняет и завершает задумки зодчих. Архитектура и скульптура создают единый ансамбль. Сегодня, проходя по левому берегу Астаны, мы видим разобщенность и несоответствие большинства скульптур городской архитектуре.

Городом выделяются огромные деньги, но скульптурные объекты, которые ежегодно выигрывают тендеры и устанавливаются, чтобы заполнить пустоту, выполнены некачественно и композиционно ущербны.

Это объясняется тем, что нет художественного совета, нет жесткого и справедливого отбора, объективного взгляда на эти не всегда эстетичные, далеко не художественные «шедевры», которые из года в год заполняют городскую среду.

 

Artistic research

В  октябре  этого  года,  открытый  в  2007  году  научно-исследовательский  проектный  институт  (НИПИ)  генплана  г.  Астаны  представил  на  рассмотрение  и  утверждение Правительства РК проект первого этапа корректировки Генерального  плана. Город предполагается развивать как административный, деловой, научно-образовательный, культурно-спортивный, индустриально-инновационный центрально-азиатский региональный центр. Для этого необходимо обустраивать современную  инфраструктуру, что является приоритетным направлением. Среди важнейших  принципов  документа - полицентричность, комплексность  и  компактность  застройки, позволяющей создать  безопасные и  комфортные условия  жизни для горожан и гостей столицы.

Астана  задумана как город,  в  котором  в гармонии  сосуществуют природа  и  здания,  люди  и  транспорт, новое  и  старое, традиции  и  новаторство.

Что касается городской скульптуры, она, по мнению автора работы, сегодня не вписывается в генеральный план развития города.

В проекте автор пытается донести о необходимости изменения подхода к скульптурам города и более тщательного подхода. Проект будет осуществлен путем исследования местных скульптур и общения с жителями Астаны. Организован опрос профессиональных деятелей изобразительного искусства и жителей столицы.

Объектами исследования являются городские монументальные скульптуры, место их установки и сочетание с общей архитектурой города. Для исследования автор сделал фотосъемки скульптур в столице.

Фото с изображениями скульптур раздавались среди жителей города с предложением: хотели бы они изменить что-нибудь, если да, то, что именно и с просьбой откорректировать.

JOHN GALT ART GROUP (Charly Sword, Айсулу Абуова, Кумар Нурпеисов, Айжан Кунжебаева, Айман Тореханова, Салтанат Кайралапова)

Жизнь подождет

Инсталляция, 2015

Фанера, презервативы, песок, цветы, вода

 

«Правильного выбора в реальности не существует, есть только сделанный выбор и его последствия»

Э. Сафарли

 

«Быть может, кто меня оспорит в том,

Но верю я-

Все так, а не иначе:

С душою мрачной не построить дом,

А коль построить-

Дом тот будет мрачен.

И сад разбить тому не суждено

В ком вместо сердца

Ключ стучит холодный.

А если разобьет, то все равно

Зачахнет сад,

Невзрачный и бесплодный.

Родить ребенка,

Вырастить, как сад,-

Нет счастья выше и трудней от века.

Но только тот,

Кто сам душой богат-

Даст миру не жильца,

А человека…»

В. Сапронов

 

Artistic research

Из бесконечности возможных жизней – нам досталась именно наша. Душа, которой суждено посетить этот мир, обязательно это совершит. Не стоит быть уверенными, что мы что-то решаем. Но мы способны выбирать.

В современном мире люди зациклены на вопросе воспроизводства. Нет золотой середины – либо категорическое отрицание, либо возведение в статус глобальной миссии.

Исходя из вопроса инстинкта воспроизведения, будет справедливым отметить, что каждый из индивидуумов, проживающих на планете, имеет право на продолжение рода, вне зависимости от социальных, геополитических, природных и экономических факторов.

Научно-техническая революция позволила создать и развить условия для комфортного выживания в значительной части биосферы. Мы больше не боремся ежедневно с природой на грани жизни и смерти, – мы решаем задачи, мы ставим цели, далеко выходящие за рамки проблемы пропитания и выживания.

Тем не менее, повсеместно возникают споры о персональном выборе. Аборты, контрацепция, течения childfree и стерилизация против естественных родов, гуманистов, многодетности и религии.

И все-таки статистика показывает, что наибольшую численность и рост населения имеют как раз те страны и регионы, в которых уровень образования, здравоохранения, экологии и экономики, оставляет желать лучшего. Очевидно, что для поддержания и развития полноценного общества деторождение главным фактором не является. Да, дети – это будущее. Но будут ли они счастливы в условиях дефицита из-за увеличивающейся конкуренции на ресурсы? Человек достиг того уровня развития разума и самоопределения, чтобы стать выше животных инстинктов и устаревших воззрений на общественные «ценности». Каждый человек, должен стремиться в первую очередь проявить себя как единицу в бесконечности жизней. Понять, что он способен дать этому миру, наполнить себя знаниями, опытом и осознанностью и уже тогда брать полную ответственность за появление новой души, такой же уникальной и самостоятельной. Жизнь примет нового человека со всей любовью, свойственной ей во всех проявлениях.

Результат ли он эволюции, или воплощение Бога, как высшего разума, ответ один – невероятная возможность появления его в данной точке пространства дает ему полное право распорядиться своей жизнью и ее ресурсами, не упуская из внимания наличие у него абсолютного разума и воли.

Простая истина, веками оговоренная мудрецами – жить, любуясь жизнью, благодаря ее, получая удовольствие. Мыслить, размышлять, творить, внимательно прислушиваясь как к своему сердцу, так и к телу. И порой сумма наших ошибок – лучшее, что потребует от нас жизнь.

JOHN GALT ART GROUP (Charly Sword, Айсулу Абуова, Кумар Нурпеисов, Айжан Кунжебаева, Айман Тореханова, Салтанат Кайралапова)

Удачный вариант

Инсталляция, 2015

Оргстекло, гвозди, жир, сахар, вода, таз

 

«Мы называем красотой – отсутствие пропорций,

Умом – набор малоизвестных слов,

Желанием – наличие возможностей,

Возможности - количеством чинов.

 

Дружбой – поддержанье гордости,

С поправкой на её наличие.

Любовью – игру гормонов молодости.

Напрочь порой забывая приличие.

 

Здоровьем именуем мы потребности,-

Пускай, и жрём за семерых на дню.

Мы миром нарекли две вечности-

Жизнь – и отсутствие её…»

 

Ch. Sword 15.01.2014г.

 

Artistic research

Что есть человек?

Определенный набор элементов, которые каким-то чудом взаимодействует, развиваются, составляя наше тело. Клетки живут своей жизнью, – это целые галактики, из которых состоит вселенная организма. Только химия, только законы физики. 60 % воды, 34 % органических веществ и 6 % неорганических – вот все чем мы обязаны природе. Где же здесь место для души? Где она обитает? Она около нас. Она вокруг нас. Все то, что нас окружает, чем мы заполняем жизнь, что мы любим или наоборот что нам неприятно, то, чем мы живем; наши действия, мысли, результаты работы, творчества – и есть душа.

Способность мыслить и создавать – единственное, что мы можем предложить этому миру, взамен на возможность увидеть его.

Но в контексте текущего дня мы стали потребителями, восприятие которых сконцентрировано лишь на внешних проявлениях. Многим из нас предоставлены самые невероятные возможности. Наука пытается объяснить нам, что мы куда более совершенны, чем мы привыкли думать, слепо заполняя свое существо ярлыками, красивыми картинками, лишенными смысла и цели. Мы слишком одинаковые, чтобы быть разными.

Величайшая ошибка – даже не пытаться познать себя, не развить в себе тот непостижимый взгляд на реальность, не попробовать окунуться в глубину своей непостижимости. Тогда выходит, что красота извне проникнет в нашу душу, а душа поведет бренное, но неповторимое тело по пути совершенства и гармонии.

Изменения вовне происходят исходя из нашего решения что-либо менять.

ДАРЬЯ СПИВАКОВА

Быть (с) землей

Инсталляция

Звук, стеклянные колбы, светодиоды, леска, проволока, почва, сухие растения

 

Я чувствую, как человечество подвешивает в воздух ускользающие смыслы и иссушает свои корни.

Как звучат болью пойманные в ловушки органические отголоски бесконечной силы планеты.

Я вижу, как они плывут словно инопланетяне в прозрачных космических кораблях в чужеродном белом, которые погибнут так, никогда не вернувшись домой.

Я начинаю препарировать память земли, чтобы прикоснуться к первородной энергии духов.

Этот ландшафт стеклянных капсул о том, как важно сейчас переосмыслить отношения с землей, с истоками. Преодолевая границы пройти сквозь условности отношений с первородным, природным, естественным.

Увидеть и осознать то, что всегда под ногами. Увидеть сияния каждой частицы планеты и почувствовать возможность забытого единения, возможность выбора другого пути, в котором люди – неразрывная разумная чувственная часть экосистемы, созидательны и целостны со всем остальным миром.

 

***

В утопическом желании вернуть земле священный статус и организовать пространство преодоления традиции потребительского отношения к земле, автор обращается к мифологии тенгрианства и создает осовремененный алтарь Богине Умай (Жер-ана).

Форма химической посуды – круглодонные колбы, отсылают к образу Умай — олицетворению женского земного начала, как символы материнского чрева, матки, в которой плоды – почва, травы и другие органические объекты. Как Богиня Умай – Мать Земля невидима людям и находится среди облаков, так и «земляные объекты» инсталляции подвешены в воздухе.

Инсталляция представляет собой метафору единения языческих божеств неба – Тенгри и земли – Умай. Погруженные в сосуды источники света, как акт оплодотворения земли, возвращение ей силы, воскрешение засохших растений и сломанных веток, оплодотворения сознания людей идеями целостности с природой.

Структура    работы    повторяет    многослойность

структуры мира в традиции тенгрианства. Подземный мир – почва, земной мир – растения, ветки, камни, небесный мир – пространство воздуха в котором расположены объекты. Свет – духи предков, похороненных в земле.

Автор работает с найденными объектами «органическим ready-made» как продолжение своего естественное притяжение к земле и возвращению к детским практикам собирательства.

Метод работы с найденными объектами переносится и в аудиальную среду – звуковая композиция создана из шумов, записанных в пространствах, связанных с материальными найденными объектами.

С другой стороны, инсталляция представляет собой симуляцию музеефикации или иллюзию декораций лаборатории из фильмов научной фантастики, в попытке создать ощущение сохранности объекта без документации достоверности, без этикетажа и подтверждения ценности объектов, призвана сформировать особые отношения между объектом и зрителем.

Плачевная статистика беспричинно срубленных деревьев и земель заповедников, отданных государством под частные владения, говорит о тотальном отстранении общества от культа земли, отчуждении от естественного архаичного притяжения природы. Делает землю чем-то инопланетным, оторванным от своей среды, лишает ее связей, выключает человека из поля экосистемы. С распространением власти человека над природными ресурсами возникает вопрос о том кто гость на этой на этой планете? В какой момент земля утратила приоритет сохранности природно-культурного ландшафта?

В инсталляции художник стремится создать пространство энергетического напряжения первородных связей, вопросов экологической этики и сакрального единства с землей.

ЗОЯ ФАЛЬКОВА

В связи с деревом

Инсталляция, реди-мейды, 2015

Дерево, печать на ПВХ

 

Изъятые по отдельности из городской среды и помещённые в музейную ситуацию объекты, существуя в рамках единой инсталляции, создают новые смыслы. 

Пространство между объектами - пропасть между декларативным и реальным отношением к дереву, как символу самой жизни. 

Декларативная любовь к природе на практике становится сознательным её уничтожением. 

Живой объект - виртуален, он напечатан на полимерном полотне и призван быть ширмой для растущей энтропии.  Печать волей анонимного автора повторяет себя, и в стыках её фрактальности видится нечто эротическое, намекающее на грубое использование природы человеком. 

Реальный объект - останки похожего на ценное ископаемое дерева, вступившего в опасную связь с человечеством. Выгоревший остов все ещё красив, но с точки зрения производства жизни уже бесполезен. 

Грубое использование оборачивается полной бесплодностью, дорогой человечества к самоуничтожению. 

 

Artistic research

Города смотрят на мир деяниями собственных жителей. Разбитыми окнами, оброненными монетами, глазницами открытых люков и дорожных ям.

Глазами когда-то города-сада Алматы в последние годы становятся срезанные деревья, что символично. Опустынивание, обезвоживание, бесплодность. Подсознательно люди компенсируют недостающую зелень её изображениями,  прикрывая ими «срамные места» города - стройки, помойки, пустыри. Город полнится сочетанием пня от срубленного дерева и фигового листа из винила. 

Пни всё ещё красивы и хранят в своих обнажённых кольцах историю города-сада.

Некоторые, возможно, помнят день его основания. Заложники города и верные его слуги, они давали тень и прохладу, но на их место теперь приходят выгоревшие на солнце плоские изображения. Мёртвый пень готов стать новым символом города вместо яблока. Если ничего не изменится.

Перенося в галерейное пространство из городской среды объекты-маркеры этих состояний, я хочу говорить с городом на его собственном языке. Истинное искусство рождается в пространстве между его предметофонемами, когда говорящие объекты выходят за собственные пределы и отражаются друг в друге.

Будучи случайно найдены в разных концах города, они уже имели некую связь - меня, зрителя, чтеца, расшифровщика. Каждый из них превратил простую прогулку в антропологическую практику, в философский урбанистический трип. Теперь легче уловить их общее звучание в точке пересечения.

Слушайте.

ЕКАТЕРИНА НИКОНОРОВА

Большой Алматинский Флешмоб

Видеодокументация перформанса, 2015

 

Работая над своим художественным проектом в Иле-Алатауском парке, я осознала единство системы Большого Алматинского пика, реки Большая Алматинка и озера Сайран и алматинцев, которые в силу своей повседневной занятости недооценивают связи Алматы и всего алматинского с Природой.

Ежедневно мы существуем в едином биогеоценозе, не осознавая личной причастности. Как будто все не свое и мы за это не несем ответственности.

Все самое Большое и Алматинское находится именно в этом направлении. Большой Алматинский Пик прикрывает собой утреннее солнце, чтоб алматинцы подольше могли поспать. Большое Алматинское озеро поит нас лучшей ледниковой водой. Река Большая Алматинка собирает все ручьи и несет их прохладу к нам. Самое большое озеро на территории города Сайран, как квинтэссенция даров природы, резервуар даров природы требует от жителей должного отношения. Что мы, люди можем дать за это? 

Для начала, можно всем встретиться и поблагодарить Природу, за то, что она есть и Большой Алматинский Дух, за то, что он дает нам пережить моменты особого культурного единения алматинцев (например, как на концертах памяти Батыра).

В результате жители получают мощную коллективную практику, основу Общества. А если общество осознает свое присутствие, цель, силу намерения, оно может изменять свою жизнь в соответствии с законами устойчивого развития сотрудничества Природы и Человека.

 

Artistic research

Большой Алматинский флешмоб это своего рода социологическое исследование, которое состоит из двух частей: первая-это распространение информации в социальных сетях: во Вконтакте и Фейсбук. Количество охваченных пользователей в каждой будет составлять не менее 10000 пользователей. Каково же будет реальное количество social media actions (количество лайков, перепостов, комментариев)?

Сможет ли позитивная тема, объединяющая алматинцев и их любовь к экологии, привлечь в свое внимание больше публики, чем последние уголовные преступления, взрываемые социальные сети перепостами и комментариями?

Поддержат ли эту акцию экологи, активисты Кок-жайлау, собиратели подписей против сноса старых алматинских зданий, любители культуры и искусства и просто неравнодушные алматинцы со своими детьми?

Сможем ли мы прийти в одно место и сделать большой круг единения с природой и самими собой?

Идея в том, чтобы Общество показало себе, что «Я Есть».

Анализируя трагические последствия последних революций, назревает вопрос: а возможно ли учесть опыт человечества и не повторить ошибку в нашем регионе?

Давно назревающий в обществе конфликт власти и электората - начиная с Жанаозеня, Кок жайлау, плотин, заканчивая делами Усейнова, Алиби Жумагулова, и пр. в любой момент может закончиться революцией. Одна лишь провокация, чаша терпения переполнится, и трагедия неизбежна.

С другой стороны создание общества это естественный эволюционный процесс.

Сегодня мы имеем документальные подтверждения подобных объединений в природе. Ранее было известно, что дельфины высокоорганизованные существа, а морские скаты и киты устраивают настоящие шоу синхронного плавания. Скорее всего, сообщество-это следующая эволюционная ступень homo sapiens и революция является катализатором этого процесса.

Очевидно, что объединения человеческих масс, выступающих против системы олигархического правления в 1968-1970 годах дали позитивные результаты в Европе. И на сегодняшний день европейская социальная структура является устойчивой, самоподдерживающей и положительно-развивающейся.

Большой Алматинский флешмоб является опытом позитивной революции, Революции Духа. В которой каждый человек принимает участие не с классовой ненавистью, а с благодарностью Природе и желанием перейти на новую ступень развития.

Во время своей поездки в Индию, я посетила святой, как считают сами индусы, город Пушкар. С градостроительной точки зрения этот город построен вокруг маленького озера, к которому со всех сторон спускаются ступени. В Индии любой водоем, а это озеро, еще и в центре города, действительно является чистым. Может быть дело в том, что вокруг него нельзя ходить в обуви? Может быть дело в общей силе веры индусов? Купаться там тоже нельзя - для этого есть специальные купальни.

Мне захотелось перенести этот опыт в наш город и посмотреть, что может получиться у нас. Условия почти те же - есть город, есть в центре города озеро Сайран, которое на сегодняшний день имеет определенную репутацию, есть пополняющийся список негативных событий и желание городских властей сделать мегааквапарк, торговый центр и жилой комплекс одновременно. Безусловно, у этой территории вокруг есть большой коммерческий потенциал.

Если бы только Большой Алматинский флешмоб мог начать новую страницу истории этого места:

«... и пришли люди и встали вокруг озера. И было их так много, что взялись люди за руки и сделали один большой круг. С тех пор....», а где-то в середине так: «..и была с ними Катипа-апай».

МАНСУР СМАГАМБЕТОВ

Переломы

Инсталляция, 2015

Брус сосновый, гвозди металлические

 

Мы подчиняем и преобразуем окружающую среду, ломаем ее.

Поврежденная материя способна нанести нам раны,

Мы придаём ей культурную форму, переосмысляем.

Мы вынуждены меняться, чтобы выжить.

Мы ломаемся сами и тогда эволюционируем.

 

Artistic research

Изначально пришла форма. В детстве я жил в частном доме и в мои обязанности входило: заготовка дров, топка печи. Дрова я заготавливал из различных пиломатериалов, используя ножовки, пилы и топоры. В то время не принято было одевать защитные перчатки, поэтому в моих детских руках побывало множество шипов и заноз. Мне всегда хотелось изготовить арт-объект, в котором можно было бы продемонстрировать именно эту необработанную разрушенную волокнистую структуру дерева из острых щепок, способных нанести раны живому существу.

Исследуя проблематику в рамках концепции выставки, я столкнулся с множеством мнений на предмет взаимодействия человека и 

окружающей среды. И пришел к выводу, что мы, люди, в процессе жизнедеятельности не застрахованы от ошибок во взаимодействии с окружающей средой, а они неминуемо приводят к болезненным последствиям для самого Человека, безотносительно понятий Добра, Зла или Мести. Но такие ошибки, равно как и болезненные последствия необходимы, так как приводят к постоянному переосмыслению организации способа существования и позитивному «перелому» в сознании Человека.

СУИНБИКЕ СУЛЕЙМЕНОВА

Big Almaty Present

Видео-инсталляция

Phantom DJI 3D анимация

 

Наше путешествие начинается с одной из самых высоких точек области - Большого Алматинского Озера, источника чистой питьевой воды и энергии чистой красоты. Его невероятный цвет — от светло-зелёного до бирюзово-голубого в окружении Заилийского Алатау влечет и питает городских жителей. Реки, выливающиеся из озера, спускаются вниз к городу, переплетаясь, соединяясь и расплетаясь как золотые косы казахской красавицы. В бурном течении полном жизни и энергии чистой воды переливаются и отражаются сила и дух города Алматы. Горы и озеро превращают нас в нас самих, наделяют сверх-способностями, побуждают любить и творить. Потоки субстанции, совсем не напоминающие речную воду, а скорее густое жидкое золото заливают улицы города и людей, монументализируя Большое Алматинское Настоящее.

 

Artistic research

Меня интересует Большое Алматинское Озеро. К нему не подойти и не прикоснуться: как стратегический объект буферной зоны, как потрясающе красивое явление природы. Недосягаемое, как и все прекрасное.

Мы сталкиваемся с многочисленными препятствиями: экологическими постами, высокими подъемами, крутыми поворотами, зонами камнепадов и, в конце концов, с военными с автоматами, как только хотим приблизиться к озеру. Каждое препятствие сопровождается соответствующим этапам восхождения. Это озеро-вершина. Высокогорный водоём, расположенный в Заилийском Алатау на высоте 2511 метров над уровнем моря, окруженный величественным пейзажем источает из себя ручья чистой пресной воды. Озеро находится в 15 километрах от центра города Алматы. Над озером возвышаются три основных пика, которые можно увидеть с северного конца плотины: пик Советов (4317 м) — 

на юго-востоке, пик Озерный (4110 м) — на юге и пик Турист (3954 м) — к юго-западу от озера. В озеро впадает и вытекает из него река Большая Алматинка. С 2011 года Большое Алматинское Озеро перестало считаться частью территории Или-Алатауского Национального Парка и было присоединено к территории города Алматы с целью легализации незаконно построенных строений. Однако купание в озере все равно под запретом.

Образ неприкосновенного и возвышенного имеет обыкновение наполнять чистотой, умиротворением. Городские жители беспрерывно стремятся к озеру, даже не имея возможности к нему приблизиться. Об этой красоте можно лишь петь и если бы от Большого Алматинского Озера исходили бы видимые вибрации и волны, то они бы сияли, переливаясь, и без труда доносились бы и до города. Иногда мне кажется совершенно очевидным, что город Алматы одарен невероятной природой, и очень важно сохранять и прислушиваться.

АНВАР МУСРЕПОВ

Байланыс/Связь

Документация, 2015

Видео, фото, серебро

При участии Дулата Ашимова

 

Древние народы, населявшие степи современного Казахстана, могли связываться с первородным сознанием напрямую, без посредников и храмов. «Байланыс» - это история о древней легенде, которая рассказывает о народах, владевших механизмами телепатии и населявших Центральную Азию.

«Күміс тақия» (серебряная тюбетейка) была главным инструментом наших предков для обмена информацией между кочевьями. С ее помощью люди имели возможность поддерживать связь на дальних расстояниях, узнавать на какие пастбища передвигаться, где может грозить опасность и даже бытовые новости дружественных племен.

Легенда или исторический факт, что, в сущности, имеет большее значение: информация, дошедшая до нас через сотни поколении, придуманная автором утопия или доказательство, оправданное сертификатами и утвержденное специальной институцией или министерством?

История человечества горела и переписывалась, сильные мира сего с особой заботой увековечивали лишь свои парадные портреты, и величественные бюсты. Опираясь на этот опыт, художник предлагает принять утопию как единственную неизменную форму. Утопию, как дополнение реальности с возможностью редактировать наш прошлый опыт в сегодняшнем времени.

Как редактируется легким прочерком пера история и археология, существующие в рамках политики, которые сегодня уже не могут обещать нам достоверности артефактов, особенно тех, которые эксплуатируются как национальный бренд.

Отчего наши знания о «Золотом Человеке» по умолчанию не подвергаются сомнению? Если сегодня история о древней серебряной тюбетейке начнет мелькать в информационном поле, способен ли псевдоисторический артефакт перейти в область подлинного с необходимым на то заверением авторитетного историка, архивными снимками и другими «доказательствами»?

 

Artistic research

Кинематографический жанр «мокьюментари» используется в работе как художественный метод, ставящий под вопрос саму суть фактажа, и выступающий как инструмент для расшатывания устоявшихся парадигм зрителя. Утопическое философское направление солипсизм базируется на утверждении: «Невозможно доказать объективное существование мира, вне нашего субъективного восприятия». Настолько ли важны факты, которые мы принимаем по умолчанию, не  ставя   под    сомнения    их    достоверность,    если

базовое понятие «реальность» имеет пластичные свойства индивидуального характера. Какие доказательства возможно привести к подлинности исторических артефактов, если само существование объективного мира можно поставить под вопрос. C такой точки зрения автор обнуляет весь исторический опыт человечества, предлагая взамен возможность моделировать прошлое путем создания новых артефактов. В нашем обществе не принято оспаривать какое-либо открытие, предлагаемое как исторический факт, и относиться критически к тому, что написано в учебных пособиях, однако любое коллективное решение, как правило, ведомо политикой страны, и выбирая национальные достояния за неимением других вариантов, мы соглашаемся и гордимся тем, что нам предлагают. Но что именно мешает нам принять новые легенды и согласиться верить в них? Выдуманная история как способ абстрагироваться от предлагаемых вариантов, и, в конечном счете, от политического и социального влияния на самом базовом уровне национальных легенд и символов.

Выход за границы «подтвержденной информации» дает простор для размышления о пластичности мира и его совокупной достоверности.

«Исторический артефакт, датируемый XVIII веком «Күміс тақия» (серебряная тюбетейка) найден при раскопках захоронения неподалеку от города Талгар в конце 80-х годов. Изделие предположительно предназначающиеся для обмена информацией на дальние расстояния» - все, что необходимо знать об этом предмете, для того, чтобы взять на себя функцию создателя и внести в прошлое свои коррективы.

ЕВГЕНИЯ ГЛЫВИНА

Enough in love

Инсталляция, 2015

Искусственное покрытие, металл, бумага

 

Идея автора заключается в призыве людей выбрать для себя в качестве девиза и образа жизни идею достаточности, вместо, господствующей на сегодняшний день, идеи потребления. В стандартах распределения жилья и санитарных нормах жилых помещений говорится, что на каждого члена семьи состоящей из трех и более человек закладывается от 12 до 20 кв метра общей жилплощади, в зависимости от региона проживания.

Давайте представим, что все мы 7,125 млрд. человек - это одна большая семья и на каждого есть 20 кв метров. На какой территории мы могли бы разместиться?

В этом случае нам хватило бы той территории, которую занимает Народная Республика Бангладеш, а именно 144000 кв км.

 

Artistic research

Эксперты в области экологии отмечают, что количество людей на планете практически удвоилось — с 3,7 миллиарда (1970) до 7 миллиардов человек. Для воспроизводства ресурсов природы необходимы уже полторы планеты, а возможности Земли к восстановлению продолжают сокращаться. Фактически, человечество захватывает всю территорию земного шара, не допуская даже мысли о том, что есть некий предел. Вероятно, предел наступит лишь тогда, когда возникнет потребность в эвакуации людей с нашей планеты, в связи с ее неминуемым разрушением и гибелью.

Что если бы каждый из нас смог отказаться от всего лишнего? Что если бы каждый смог быть любящим и принимающим на столько, что отпала бы нужда в выстраивании своих отношений с родственниками по принципу «чем дальше, тем роднее».

Выгоды для экологии очевидны, популяция многих видов животных получила бы возможность на восстановление, человечество начало бы рост в качественном аспекте вместо количественного.

В образовательных учреждениях всего мира необходим  запуск  программ   по  экологическому 

воспитанию нового поколения и перевоспитанию взрослого населения. Вся политическая программа мировых государств должна быть построена по принципу достаточности, а не "шведского стола" как было прежде.

«Enough in love» становится новым мировым девизом. И через несколько десятилетий мы с вами сможем увидеть результаты. Люди знающие о своей ценности и ответственности будут в состоянии быть в реальности, ощущать свои истинные потребности и находить наилучший, наивысший способ для их удовлетворения и будут способны к проявлению созидательной энергии в своих мыслях и поступках. Исчезнет опасность ядерной войны и экологических катастроф.

 

Для наглядности этой идеи на полу выставочного зала размещено искусственное газонное покрытие 5х4 метра (20 кв м). Каждый человек, пришедший на выставку, сможет побыть в этом «чистом» пространстве, ощутить степень своей готовности к отказу от всего «лишнего» и понять, что именно является тем самым «лишним», без чего можно обойтись.

Для пропаганды и распространения этой идеи, автор разработала почтовые карточки, на которых размещен визуальный образ идеи. Каждый посетитель сможет отправить это послание своим друзьям в другом городе или стране, тем самым рассказав об идее достаточности, о том, что возможна другая концепция выстраивания своих отношений с собой, с людьми и планетой в целом. За основу работы был взят контур Народной Республики Бангладеш.

АРТ-ГРУППА «ПНИ» (Алексей Шиндин, Константин Тимохин, Наталья Новикова, Ильяс Сабалаков)

Все хорошо

Перформанс, видеодокументация, инсталляция, 2015

 

За потертой, засаленной ширмой бродячего театра, где стерлась грань между актером и зрителем, представлением и обыденной жизнью, с верой в легенды минувших триумфов, копошатся в своих забытых ролях изможденные актеры. Надеясь, что в следующем акте что-то изменится.


Artistic research

В «Комментариях к Обществу Спектакля», Ги Дебор выдвигает идею о рождении нового вида спектакля — интегрированного, который совмещает в себе диктат потребления и сильный репрессивный аппарат. Сегодня движение общества направлено не вперед, и даже не назад, но по замкнутому кругу исторической сцены. Театральный механизм продолжает работать в политике, в искусстве, в социальных отношениях, заставляя участников разыгрывать роли. На пустом месте создается мифы, строятся декорации вымышленных пространств, уничтожено вчера, не существует сегодня. Любое действие - это попытка сыграть старую пьесу в новых декорациях.

ЭЛЬМУРАТ НИГМАТОВ

Молодость

Инсталляция, 2015

Мрамор, винтажный столик, сумка (фейк) Louis Vuitton, сено

 

«…we saw that great rider Ganay fall and heard his skull crumple under the crash helmet as you crack a hard-boiled egg against a stone to peel it on a picnic. »

Ernest Hemingway

A Moveable Feast (1964)

Оно символизирует плодородие, целостный образ в котором заключен развивающийся организм, маленькая надежда на светлое будущее. Его величество яйцо – чаяние будущих перемен. Однако и на этот раз их не будет. Молодость ушла на станцию «Грааль» и больше её никто не видел.

Эти яйца – духовные сироты; роскошное гнездо, ирония судьбы, не наполняет их жизнью. Застывшие, окаменевшие в бесконечном потоке времени 15 невылупившихся птенцов, на которых была возложена вся надежда, навсегда останутся в своей скорлупе, станут вечным напоминанием о несбывшейся мечте, молчаливым упреком твоим невыраженным идеям, воплощением непройденных до заветной цели дорог.

Посмотри на себя, мой сердобольный друг, ведь ты понимаешь, что именно благодаря нам они не выйдут из зоны комфорта, ровно и ты, благодаря их бездействию останешься там, где сейчас.

Борхес, ища нечто стойкое и неуязвимое, смотрел на небосвод, горы и звезды, но даже в них он видел перемены. Жаль, что он не видит эту систему, правда?

Считаешь, будто дело лишь в том, чтобы продлить нечто существенное? Мы с тобой забыли, что подобные иллюзии лишь отдаляют нас от утраченной действительности. Забыли, что я и есть ты.

 

Artistic research

Каждому знакомо ощущение внутренней злости, дать волю, которой могут только единицы, действительно насытившиеся происходящим безумием. Не стоит путать их с множеством людей, научившимся справляться с этой злостью, не забивающим голову слишком «глубокими мыслями», поставившим на неё прочную печать счастливой улыбки и позитивного восприятия, строящих свой собственный мир вокруг. Это не выход, это еще одна грань конформизма.

В одной небезызвестной книге написано: «Индивидуализм, бунт, протест против массовой культуры, нонконформизм – всё это будущая (если уже не) часть традиционного рынка». В любой другой области жизни всё происходит точно по такому же сценарию.

До условного момента, называемого «молодость» (без возрастных ограничений) мы чувствуем, что вот-вот выплеснем эту злость во что-нибудь, что изменит существующий порядок вещей. Однако, проходит время и под давлением общественного мнения, под страхом наказания большим братом…впрочем, всё уже это было в прошлом.

Самое часто используемое успокоительное нашего века – признание (с небольшими оговорками). Скобки в предыдущем предложении поставлены не в качестве пояснения, а как абсолютно точное выражение положения дел, видимое автору.

Среди людей последних поколений, выращенных во тьме, присутствуют исключительно смелые, полные мудрости, прекрасные, светлые умы, которые испытывают истинное сострадание к остальным. Талантливый журналист, не тот, что не умеючи квакает о несовершенстве мира, за что показательно закрыт в каталажке, и не этот, что объявлен в международный розыск за статейки, разоблачающие императора. А тот, который может осветить дорогу тем, кто её не видит, и изменить ход истории.

Он сидит сейчас в своей комнате и готовит план своей перестройки. Внезапно в дверь стучат, «меня вычислили» - думает воин пера, но нет.

- Ваш талант не мог быть нами не замечен, вы отличный журналист, потому мы просим вас принять эту премию и занять должность редактора   нашего   издания,    вы    получите    все

получите всё вам необходимое, а оплата удовлетворит любые ваши потребности.

- Что же вы хотите взамен?

- Ничего, вы это заслужили, гений достоин награды, – отвечают ему те, кому существующий строй выгоден.

Платон в трактате Государство утверждал, что обычных людей усмиряет бедность, я добавлю, что лучших из нас усмиряет достаток.

Всё дальнейшее известно, теперь ему есть что терять, хоть он еще и не знает, что потерял самое главное - «молодость». Врачи, ученые, политики, бизнесмены, писатели, поэты, художники, педагоги, военные – такие как наш герой, повторят этот сценарий.

Были и те, кто не прогибался, кто своим примером доказывал, возможность малых, но важных перемен. Пока одни кричали о глупости власти, кто-то садился в тюрьму, чтобы разбудить в людях понимание несправедливости.

«Он изменил общество, но в силу своей несгибаемости был убит».

И, слава богу, скажу я, иначе всё бы закончилось как всегда. Это условие любого взаимодействия, меняя – меняешься. Можно долго, стиснув зубы, не реагировать на соблазны власти и комфортной жизни, но рано или поздно они настигают тебя, и только смерть запечатлевает тебя в лучшем обличии – в образе вечной молодости.

Эта инсталляция – отражение общества, в котором я кручусь.

Молодые, свободомыслящие, прекрасно осознающие существующие проблемы, они могут, но не хотят ничего менять, ведь им – хорошо. Их поощряют, предоставляют иллюзию свободы, а взамен надо лишь моргать в нужный момент и не быть «совсем уж радикальными». Подумаешь, убью слона, две тысячи людей за моей спиной, не любят меня, но ждут этого, я не могу их подвести, не из разумных соображений, а в силу необходимости, страха за судьбу собственного, нажитого и возможного имущества.

Моё больное место, кровоточащая язва кроется в вопросе «А не стал бы и ты таким, настигни тебя успех?» – ответа на который дать не могу. Быть может кто-нибудь кто смелее нас, через эту инсталляцию увидит, что он не один, поверит в себя и сделает то, на что мы не решаемся. Мне же остается только в доступной мне форме попытаться передать то, как вижу себя, вас и всех остальных.

НУРБОЛ НУРАХМЕТ

Горизонт

Инсталляция, 2015

Металл

 

Горизонт всегда играл большую роль в кочевом образе жизни. Номад, кочуя с место на место, всегда смотрел на горизонт и видел степь без границ или могучие горы. В его поле зрения горизонты всегда менялись, но с тех пор, как мы приняли оседлый образ жизни, наш горизонт с видом города стал постоянным.

 

Artistic research

Көкжиек – словосочетание из двух слов, көк – синий, жиек – край. Синий край с казахского переводится как горизонт. Этот синий край в казахской степи всегда был на виду у кочевого народа. Горизонт и звезды для кочевника, это его дорога на новые свежие земли и пастбища. Меняя на своем пути горизонты, номад отправлялся на зимовье или джайлау. Тем самым он давал отдохнуть земле, чтобы в следующем году земля была такой же плодородной. В настоящее время мы на завершаюшей стадий своей последней кочевки – из аулов в город. Завершается трансформация образа жизни из кочевого в оседлый. Этим самым мы прекращаем традицию

смены пейзажа. Мы перестали менять горизонты, и остановились на одном. Возвведя городские дома и здания, мы покинули дома и земли в степи. Нам важнее бороться за каждый квадрат в маленьких квартирах, когда за спиной лежит широкая степь. Урбанизация на стадии завершения. Все больше и больше для нас самих кочевка стала экзотикой, постепенно забывается язык и традиции.

НУРБОЛ НУРАХМЕТ

Серия «Изменения/Диалог с горизонтом»

Живопись, 2015

Холст, масло

 

Люди – реки, проложившие себе новое русло и движущиеся к горизонту, к цели. Двигаясь, мы меняемся, меняется среда, мы приобретаем внутреннюю и внешнюю форму. В самом начале этого процесса изменений, на фоне огромного горизонта степи силуэт человека почти полупрозрачен, мы словно эмбрионы. Мы только начали свой путь, свой поиск.

 

Artistic research

В 2012 году изучая работы художников, я заметил одну интересную вещь, которая отличала наших художников от художников других стран. Это присутствие горизонта во многих работах. Тогда и появился у меня интерес к горизонту как к символу степи. Кочевники всегда держали горизонт на своем ориентире.

Когда я говорю об изменении, я имею в виду именно нас. Мы –народ, который когда-то придерживался тенгрианства, народ который кочевал в просторах необъятной степи. Теперь мы начали осваивать оседлый образ жизни, и в этом наше изменение. Мы в этом смысле молоды, и наш процесс формирования мне очень интересен. Интересно наше прошлое, и как оно находит отражение в настоящее время. Вещи, которые были раньше практичными в быту, сегодня занимают места на полках как сувениры. Раньше мы жили в аулах, и ездили в город чтобы отдохнуть, сделать покупки, сейчас же мы едем в аул чтобы отдохнуть от городской суеты, купить натуральные продукты, чтобы забрать соғым (соғым – заготовка мяса на зиму, крупный скот). Многие вещи поменялись местами, но человек по-прежнему остается на фоне горизонта, в диалоге с горизонтом один на один.

Изменения неизбежны. На сегодняшний день я вижу человека на фоне горизонта как полупрозрачный силуэт. Цвет этого человека еще не конкретный, это фигура, напоминающая мираж. Словно река, еще не сформировавшая свое русло. Когда река впадает в море, то наименьшая частица воды соединяется с наибольшей. Море – это утопия реки. Ради этого она проделала этот долгий путь,  чтобы  слиться  с 

подобными себе, и созерцать на горизонте не пустую бескрайнюю степь, но полноводное море.

Возможно, наш путь к горизонту закончится тогда, когда мы воссоединимся. Это место воссоединения – город. Возможно, на пути к горизонту мы меняемся, но значит ли это то что, воссоединившись, мы перестанем меняться?

CHARLY SWORD

Автопортрет

Инсталляция, 2015

Фанера, саморезы.

 

 

Зрачки - как Вселенная,-

Им дано расширяться,

Вбирать в себя всё,

Что предстаёт на пути.

Им дано видеть,

Им дано плакать,

Им дано долгий путь истин пройти.

В каждом загадка

И сотни ответов,

Лабиринты и выходы,

Равнодушье и пыл.

Но все мы молчим,

Как – то умно и метко

А когда говорим…

Нет… уж лучше когда мы молчим…

 

Ch. Sword 13. 01. 2014г.

 

Artistic research

Человек есть существо, собой недовольное, неудовлетворенное и себя преодолевающее в наиболее значительных актах своей жизни. Личность выковывается в этом творческом самоопределении. Она всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого. Она следует внутреннему голосу, призывающему ее жизненную задачу. Человек только тогда личность,  когда  он  следует 

этому внутреннему голосу, а не внешним влияниям.

Каждого из нас с миром связывают тысячи причин, задач, возможностей. Мы видим мир более менее таким, каков он есть, не исключая искажений, допускаемых нашими ошибочными представлениями. Но мир никогда так до конца и не узнает нас. Реальность - это мера восприятия. Желая перемен, стоит стремиться в первую очередь изменить свое восприятие, мышление и образ совершаемых поступков.

АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКАЯ ГРУППА ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА «МЫ – РЕКИ»

 

Айжан Дюсекенова

Дана Молжигит

 

Деревянный куб

Я решила использовать большие панели OSB в качестве перегородок. Это необычный, живой материал, хотя в повседневной жизни мы не обращаем на него внимания. Если рассматривать панели вблизи, они выглядят как готовое полотно. В нашей экспозиции это полотно начинает звенеть и дышать, оживляя холодное пространство классического белого куба. Деревянный куб, разложенный на составные части внутри белого. Обладая более живой, а значит, более подвижной структурой, он изменяет упорядоченное,  устоявшееся,  застывшее  в  своей

традиционной белизне, не разрушая, но переконструируя его в подобие игры-головоломки. В которой нужно в процессе сборки менять стратегии и приемы, чтоб найти решение.

Айжан Дюсекенова

Единое множество

Река для меня ассоциируется с самой жизнью. Она всегда в гармонии с собой, всегда в движении. Нет ничего целостнее, чем поток течения реки.

У казахов есть пословица " Бұлақ көрсең көзін аш", что в прямом переводе обозначает если увидишь источник, помоги ему раскрыться. Что и делают ARTBATFEST и наш куратор Яна Малиновская. Мы все - новые, маленькие источники, получив новый вектор движения, почувствовав свою силу и соединившись вместе как единое множество истоков, мы можем стать могущественной рекой.

Дана Молжигит